|
Статьи о строительстве >> Налогообложение строительства >> Обжегшись на арендодателях, дуют на строителей |
Обжегшись на арендодателях, дуют на строителей Чалый И. Обжегшись на арендодателях, дуют на строителей // Бухгалтер. 2002. №20. C.34-35
В акте по форме № КВ-2в строительная фирма " подрядчик выставляет нам сумму единого налога. Имеет ли подрядчик на это право и не будет ли проблем с признанием данного элемента акта в нашем налоговом учете (в составе амортизируемой суммы) "
Сначала о том, имело ли право строительное предприятие включить свой единый налог в акт. В форме М КБ-2в имеется специальный раздел VIII, именуемый "Налоги, сборы, обязательные платежи, установленные действующим законодательством и не учтенные составляющими стоимости строительства". В соответствии с Пояснениями по заполнению акта приемки выполненных подрядных работ, утвержденными приказом Госкомстата и Госстроя от 29.12.2000 г. № 416/299 (п. 10), налоги по этому разделу должны определяться "согласно действующему законодательству".
Таким образом, для того чтобы проявиться в разделе VIII акта, подати должны быть:
" установлены действующим законодательством,
" не учтены в других статьях затрат подрядчика.
Поскольку Указ Президента от 28.06.99 г. № 746/991 является составной частью отечественной нормативной системы, то и узаконенный им единый налог должен рассматриваться как "установленный действующим законодательством". Следовательно, по этому критерию единый налог имеет право отразиться в отдельно-налоговом разделе формы № КБ-2в.
Что касается учета в других статьях затрат, то здесь ситуация выглядит следующим образом. Некоторые налоги и сборы действительно попадают в акт без отражения в разделе VIII. Так, согласно официальному примечанию к п/п. 2.8.16 ДБН Д.1.1-1-2000, утвержденных приказом Госстроя от 27.08.2000 г. №174, "сбор на обязательное социальное страхование, сбор на обязательное пенсионное страхование, взносы в Государственный фонд содействия занятости населения учитываются в накладных расходах; налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов учитывается в стоимости машино-часа".
Кроме перечисленных выше налогов особое место в акте занимает НДС" для него вообще выделен персональный раздел IX.
Следовательно, все остальные налоги должны помещаться в свой специализированный восьмой раздел.2 А значит, и единому налогу там будет уютно.
Очевидно, той же позиции придерживается и Госстрой. В природе существует даже его письмо от 15.02.2000 № 7/7-136, касающееся расчетов договорных цен подрядчиками-"единоналожниками".3 Это письмо относится, правда, к тому периоду, когда форма № КБ-2в выглядела несколько иначе: вместо восьмого "налогового" раздела там была отдельная строка "Налоги, которые относятся на себестоимость строительно-монтажных работ". Но вряд ли это что-нибудь принципиально меняет.
Важно, что Госстрой в упомянутом письме определил особенности сметного ценообразования строителей- "упрощенцев". Они состоят в следующем:
" у "десятипроцентников" "входной" НДС по стройматериалам должен учитываться в их сметной стоимости;
" пенсионные и соцстраховские начисления при расчете накладных расходов не учитываются;
" налоги, от которых "единоналожники" освобождены, в стоимость работ не включаются.
Интересен механизм сметного расчета, предлагаемый Госстроем: единый налог начисляется "на итоговую стоимость строительных и монтажных работ на договорном уровне".
Те, кто "употребляет" /10%-ную ставку, могут реализовать это требование достаточно просто, умножив сумму разделов I"VII на 11,(1)%.4
А вот "шестипроцентникам" в подобных расчетах будет немного сложнее. Причина в том, что начислять НДС им предписано на договорную стоимость работ, включающую единый налог. И если исходить из того, что единый налог, в свою очередь, тоже должен рассчитываться от суммы, содержащей НДС5, то ставка единого налога от той же базы (от суммы разделов I"VII) будет фактически составлять около 7,76%.1
-------------------------------------------------------------------------------------------
1 См. "Бухгалтер" № 14'2001, с. 48-50.
2 Впрочем, категорически мы на этом не настаиваем, поскольку в отношении некоторых налогов-сборов у нас имеются сомнения. Скажем, в Перечне статей накладных расходов (приложение "Л" к ДБН Д. 1.1-1-2000) среди прочих накладных расходов встречаются "платежи за выбросы и сбросы в окружающую среду загрязняющих веществ". Что очень уж напоминает 'сбор за загрязнение окружающей природной среды" из п. 14 ст. 14 Закона "О системе налогообложения" (см. "Бухгалтер" № 1-2'2002, с. 7т).
3 См., например, сборник запорожского областного УКС "Строительство, ремонт, реконструкция: договорные отношения и ценообразование" (Запорожье, 2000), с. 239-240.
4 "11 и 1 в периоде" взялось как 10 : (100- 10) х х 100%= 11, (1)%.
5 Проблемы взаимоотношений НДС и единого налога анализировались, в частности, в "Бухгалтере" № 18'2002 на с. 34-35.
Правда, в отношении "сметного единоналожия" ситуация выглядит не столь однозначно. Так, Госкомпредпринимательства в письме от 19.06.2001 г. № 1-221/37932, анализируя вышеупомянутое письмо Госстроя, склонился к выводу, что "правильное исчисление" единого налога заключается в необложении суммы НДСа. Таким образом, 6% начисляются не на общую сумму выручки, а на стоимость работ без учета налогов. То есть базой обложения единым налогом становится сумма разделов I"VII акта по форме № КБ-2в.
Теперь относительно вашего беспокойства о том, не возникнут ли проблемы с "чужим" налогом в вашем налоговом учете. Нам такая озабоченность понятна. Ведь украинские налогоплательщики уже имеют горький опыт с оплатой арендных счетов, в которых арендодатель выделил "свой" налог на землю.
Однако со "строительными" налогами, на наш взгляд, проблем быть не должно.
Во-первых, форму № КБ-2в нужно рассматривать как своего рода планово-фактическую3 калькуляцию стоимости строительных работ, а не просто как счет на компенсацию расходов подрядчика. Поэтому общая сумма акта является для заказчика стоимостью принятых строительных работ. Ведь вряд ли кому-нибудь придет в голову усомниться, скажем, в признании налоговиками сумм, относящихся к прямым затратам подрядчика, которые фигурируют в разделе /акта. Все прекрасно понимают, что такие расходы у исполнителя идут в себестоимость реализации, а у заказчика " в капитальные вложения в составе общей суммы акта.
Во-вторых, уплачивая сумму, указанную в форме № КБ-2в, заказчик не платит за подрядчика его налоги. Их все равно уплатит в бюджет сам подрядчик. Причем не по отдельному акту, а по итогам отчетного периода 4.
В вашей конкретной ситуации есть еще одно успокаивающее обстоятельство. Вы собираетесь отнести суммы строительных актов не на валовые затраты, а в состав капитальных активов, подлежащих амортизации. Практика же показала, что суммы, подлежащие амортизации, вызывают менее агрессивное отношение налоговиков. (Кстати, ваша ситуация как раз типична. На валовые затраты стройрасходы относятся куда реже " обычно в случае ремонтных работ в пределах 5% стоимости ОФ.)
В общем, не стесняйтесь расплатиться со строителями. Они чрезвычайно любят деньги.
-----------------------------------------------------------
1 А это получилось вот как: (100 + Х) х 1,2 х 0,06= X,
где X " ставка единого налога в % (она же " сумма единого налога, приходящаяся на 100); 1,2 " коэффициент, учитывающий 20% НДС; 0,06 " коэффициент, учитывающий 6%-ную ставку единого налога. Решив уравнение, и получаем 7,75862%=" 7,76%.
2 См. "Підприємництво в Україні" № 10/2001, с. 28.
3 Плановые в ней" нормативы, а фактические " объемы выполненных работ.
4 Кстати, примерно та же аргументация могла использоваться и в борьбе за "валовозатратность" земельного налога, выставляемого в счетах арендодателя. При правильном оформлении таких счетов (по принципу "все подробности " внутри суммы") это срабатывало (см., например, "Бухгалтер" № 25'2001, с. 82).
|
|
|