Провинция. Диванширь'2003 Ряполов К. Провинция. Диванширь'2003 // Бизнес . . 24 марта 2003 (№ 12) . С. 122-125
Ситуация на рынке
Похоже, наиболее удачно охарактеризовать состояние дел на украинском рынке мягкой мебели поможет словосочетание "спокойное развитие". Причем развитие видно и невооруженным глазом " хотя бы по открытию новых салонов мягкой мебели. Только в Киеве за прошедший год их появилось с добрый десяток. При этом владельца мебельного салона, который горько сетовал бы на снижение объемов продаж, обнаружить не удалось.
Еще один "внешний" признак развития " появление новых производителей мягкой мебели. Среди них есть и новички, и известные торговцы, решившие пополнить ряды фабрикантов. А это лучше всего убеждает в благоприятных перспективах рынка.
Что же касается характеристики развития рынка как "спокойное", то она свидетельствует о том, что в 2002 году наблюдались те же неторопливые тенденции, отмеченные в прошлогоднем обзоре (см. БИЗНЕС №5 от 04.02.02 г.). А именно, постепенно укреплял позиции отечественный товар (естественно, за счет вытеснения импортного) " росли продажи недорогой украинской мебели. Продолжалось развитие сбытовых сетей, ассортимент становился разнообразнее и интереснее, повышался профессиональный уровень торговцев. Вряд ли можно говорить о точных оценках, но, похоже, рост объемов продаж на рынке составил примерно 10%.
Импорт и экспорт
Темпы вытеснения импортной продукции отечественной не столь высоки, как можно заключить из слов некоторых болельщиков украинского дивана, " общее сокращение официального импорта мягкой мебели в 2002 году составило лишь 5% по сравнению с 2001 годом. А кресел-кроватей в прошлом году было ввезено даже больше, чем в позапрошлом (см. табл.1).
Таблица 1.
Импорт мебели по коду УКТ ВЭД 940140000 "Мебель для сидения, трансформируемая в кровати" в 2001 г. и 2002 г. по некоторым странам, тыс. USD
Страна |
2001 г. |
2002 г. |
2002 г. к 2001 г.,% |
Всего |
1641,34 |
1907,67 |
16 |
Белоруссия |
280,41 |
485,74 |
73 |
Россия |
360,24 |
375,00 |
4 |
Эстония |
514,62 |
508,25 |
-1 |
Литва |
63,03 |
52,26 |
-17 |
Италия |
298,8 |
245,42 |
-18 |
Польша |
56,93 |
79,64 |
40 |
Особенно примечательны изменения объемов поставок из тех или иных основных стран-импортеров. Где-то они на 12% уменьшились, где-то больше чем на 60% увеличились (см. табл.2, 3). Такой "разброс" свидетельствует, что географическая структура импорта мягкой мебели окончательно не сформировалась.
Таблица 2.
Импорт мебели по коду УКТ ВЭД 9401610000 ""Мебель для сидения мягкая" в 2001 г. и 2002 г. по некоторым странам, тыс. USD
Страна |
2001 г. |
2002 г. |
2002 г. к 2001 г., % |
Всего |
5327,07 |
5090,07 |
-4 |
Белоруссия |
282,65 |
308,77 |
9 |
Россия |
290,27 |
151,26 |
-48 |
Эстония |
931,76 |
1112,30 |
19 |
Италия |
2592,74 |
2198,94 |
-15 |
Германия |
112,8 |
143,94 |
28 |
Польша |
138,01 |
101,66 |
-16 |
Югославия |
462,66 |
313,03 |
-32 |
Китай |
25,9 |
128,45 |
396 |
Таблица 3
Импорт мебели по коду УКТ ВЭД 9401710000 "Мебель обитая (мягкая)" в 2001 г. и 2002 г. по некоторым странам, тыс.USD
Страна |
2001 г. |
2002 г. |
2002 г. к 2001 г., % |
Всего |
2240,53 |
1721,63 |
-23 |
Россия |
563,91 |
105,48 |
-82 |
Италия |
842,11 |
575,07 |
-32 |
Германия |
140,76 |
41,76 |
-65 |
Польша |
159,69 |
666,17 |
371 |
Португалия |
alt="http://www.e-atlas.com.ua/icons/ecblank.gif"> |
106,80 |
alt="http://www.e-atlas.com.ua/icons/ecblank.gif"> |
Франция |
157,83 |
47,35 |
-70 |
Официальные данные по экспорту мебели также не слишком соответствуют бытующему среди украинских операторов представлению о победном шествии их продукции по странам ближнего и дальнего зарубежья. Особенно выразительное "фе" сказали европейские потребители украинской мягкой мебели для сидения (см. табл.5 на стр.123). Зато в прошлом году фактически родился экспорт кресел-кроватей (см. табл.4 на стр.123). Объемы, конечно, малы (и в основном товар поставляется в РФ), но ведь в позапрошлом году экспорт данной продукции мудрено было рассмотреть даже в микроскоп!
Таблица 4
Экспорт мебели по коду УКТ ВЭД 940140000 "Мебель для сидения, трансформируемая в кровати" в 2001 г. и 2002 г., тыс.USD
Страна |
2001 г. |
2002 г. |
2002 г. к 2001 г., % |
Всего |
1,86 |
178,18 |
96 |
Россия |
0,5 |
146,99 |
294 |
Таблица 5
Экспорт мебели по коду УКТ ВЭД 9401610000 "Мебель для сидения мягкая" в 2001 г. и 2002 г. по некоторым странам, тыс.USD
Страна |
2001 г. |
2002 г. |
2002 г. к 2001 г., % |
Всего |
2062,35 |
1574,98 |
-24 |
Молдавия |
126,61 |
106,87 |
-16 |
Россия |
448,24 |
394,70 |
-12 |
Австрия |
249,88 |
45,53 |
-82 |
Нидерланды |
98,63 |
69,57 |
-30 |
Германия |
489,65 |
412,50 |
-16 |
Франция |
370,19 |
98,28 |
-73 |
Чехия |
94,79 |
64,07 |
-32 |
В то же время заметное уменьшение объемов экспорта "обитой" мебели в Россию частично компенсировалось многократным увеличением поставок в некоторые азиатские и европейские страны (см. табл.6 на стр.123). Что ж, украинские экспортеры явно не останавливаются в поисках новых партнеров.
Таблица 6
Экспорт мебели по коду У КГ ВЭД 9401710000 "Мебель обитая (мягкая)" в 2001 г. и 2002 г. по некоторым странам, тыc.USD
Страна |
2001 г. |
2002 г. |
2002 г. к 2001 г., % |
Всего |
5049,18 |
5053,15 |
-0,1 |
Казахстан |
107,28 |
381,60 |
256 |
Молдавия |
99,26 |
209,95 |
112 |
Россия |
4560,83 |
3299,10 |
-28 |
Узбекистан |
47,64 |
126,65 |
166 |
Латвия |
31,11 |
148,04 |
376 |
Литва |
46,38 |
173,77 |
275 |
Германия |
11,58 |
145,39 |
1155 |
Словакия |
35,12 |
138,65 |
295 |
Производство
По неполным данным Госкомстата, учитывающим лишь объемы производства крупных предприятий, в 2002 году в Украине было изготовлено мягкой мебели лишь на 1,4% больше (в физическом выражении), чем в 2001 году (см. табл.7).
Таблица 7 Производство мебели в Украине
Наименование |
Единица измерения |
2001 г. |
2002 г. |
2002 г. к 2001 г., % |
Мебель (без учета встраиваемой) |
тыс. грн. |
624837 |
739902 |
18 |
Столы |
шт. |
267142 |
291155 |
9 |
Стулья |
шт. |
919960 |
815498 |
-11 |
Табуреты |
шт. |
65640 |
46881 |
-29 |
Кресла |
шт. |
273239 |
273605 |
0,1 |
Шкафы |
шт. |
129985 |
109882 |
-15 |
Диваны, кушетки, софы |
шт. |
10283 |
11265 |
10 |
Диваны-кровати |
шт. |
54729 |
58055 |
6 |
Кровати деревянные |
шт. |
111893 |
148413 |
33 |
Кровати детские |
шт. |
71513 |
88774 |
24 |
Причем если кресел сделали на 0,1% больше, то всяких там диванов с кушетками " на 10%. Впрочем, статистика, как обычно, с реальной жизнью не особо пересекается. Среди крупных и известных предприятий, чьими трудами обеспечивается рост производства, можно назвать "Прогресс", "КМК", "Экми", "Проун", "Киянка", "Дніпромеблі", "Юпитер", "Ливс", "ЛВС", "Лагода" и др.
Не стоит, впрочем, приуменьшать и вклад мелкого производителя. Организовать кустарное производство мягкой мебели значительно проще, чем корпусной. Потому и "гаражников" здесь " как говорится, пруд пруди. Сколько они производят и чего именно, толком не знает никто. Специалисты же оценивают их вклад на уровне 20-60% общего объема рынка.
Точки зрения на то, какое влияние оказывает вся эта масса продукции на рыночную ситуацию, также различны и отдают нескрываемым субъективизмом.
Например, чуть ли не хорошим тоном стало жестко ассоциировать два понятия " "гаражник" и "теневое производство". Как будто никто из мелких производителей не платит налогов, а всем крупным " ну совершенно нечего скрывать от контролирующих органов. Опять-таки, видимо, с подачи мебельных грандов, всем поголовно "гаражникам" инкриминируют низкое качество продукции и беззастенчивый плагиат в дизайне. Что касается плагиата, тут в той или иной степени практически у всех "рыльца в пушку". А что до качества, то коллективный потребительский опыт показывает: приобретенные на базаре кустарные уголки и диваны порой служат подольше фабричных (при аналогичной цене). Оно и неудивительно " не все же мелкие производители всю жизнь жаждут ходить в "гаражниках". На рынке уже есть вдохновляющие примеры того, как маленькое предприятие за 5 лет вырастало в серьезную компанию с собственными салонами во многих крупных городах.
Ассортимент
Вряд ли стоит оспаривать важность широты ассортимента, необходимого для успешной работы мебельного салона. Наглядный пример " два киевских салона, расположенных в одинаково людных местах и торгующих недорогой мебелью одного и того же производителя. Цены тоже одинаковы. Но площадь одного салона " 200 кв.м, на которых выставлены около 40 моделей. Площадь второго " 70 кв.м, почему там и пришлось ограничиться лишь 12 моделями, хотя и самыми ходовыми. Первый салон процветает и наращивает обороты, а вот второй испытывает определенные сложности с продажами.
Самое же интересное заключается в том, что большинство покупателей первого салона свой выбор останавливают на одной из тех же самых 12 ходовых моделей!
Конечно, многие салоны прекрасно себя чувствуют, например, и с 20 моделями. Но, как правило, это те, кто делает упор на продажу мебели, изготовленной по индивидуальным проектам. Базовые модели, представленные в салоне (как и наборы каталогов европейских фирм), служат отправной точкой для полета фантазии дизайнера и заказчика.
Вполне успешно могут работать с небольшим ассортиментом (около 10 моделей) и продавцы офисной мебели. Поскольку мягкая мебель для офисов сегодня " не главное в обустройстве рабочих мест.
Сбыт и его стимулирование
Ничего революционного в области организации сбыта мягкой мебели за прошедший год отмечено не было. Продолжалось развитие сетей фирменных салонов ведущих производителей и торговцев. Практически всех владельцев мощных с |