|
Статьи о строительстве >> Канализация и сантехника >> Китайский толчок |
Китайский толчок Шаповал Е. Китайский толчок // Бизнес . . 14 июня 2004 (№ 24) . С. 114-116
СИТУАЦИЯ НА РЫНКЕ
2003 г. для торговцев сантехникой выдался "урожайным": емкость украинского рынка санитарной керамики, ванн и душевых кабин в среднем выросла на 25% и составила около $80-85 млн.
Наиболее удачливым торговцам объемы реализации удалось увеличить на 40-50%. Причем пo некоторым торговым маркам импортеры нарастили продажи товара почти в два раза.
ОБЪЕМЫ ПРОИЗВОДСТВА |
санитарно-керамических изделий в Украине, тыс.шт. |
Наименование |
1997 г. |
1998 г. |
1999 г. |
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
Умывальники |
284,2 |
311,6 |
338,5 |
380,2 |
417,6 |
395,9 |
417,7 |
Унитазы |
498,6 |
609,4 |
630 |
721,6 |
900,6 |
963,1 |
1075,5 |
Сливные бачки |
400,6 |
504 |
526,1 |
606,3 |
768,6 |
844,8 |
903,8 |
Писсуары |
2,5 |
5,7 |
4,4 |
8,6 |
14,7 |
14,7 |
13,2 |
По данным Госкомстата.
В прошлом году наиболее заметные изменения на украинском рынке произошли в дешевом ценовом сегменте (класс "Эконом"): китайские производители керамической сантехники подвергли беспощадной атаке фабрики из многих других стран и отвоевали изрядную долю рынка (см. "Импорт керамической сантехники из основных стран"). Например, поставщики китайских унитазов и раковин в 2003 г. по сравнению с 2002 г. увеличили объемы ввоза почти в 9 раз.
ИМПОРТ КЕРАМИЧЕСКОЙ САНТЕХНИКИ |
из основных стран* |
Страна |
Количество шт. |
Стоимость, тыс. USD |
2002 г. |
2003 г. |
2002 г. |
2003 г. |
Китай |
13792 |
I 122934 |
137,57 |
1277,68 . |
Россия |
113701 |
96799 |
936,82 |
990,14 |
Белоруссия |
55691 |
32757 |
646,82 |
532,9 |
Чехия |
83705 |
33132 |
496,54 |
336,8 |
Польша |
68991 |
64004 |
439,26 |
575,61 |
Испания |
32275 |
16624 |
307,12 |
239,87 |
Турция |
23116 |
16853 |
232,63 |
154,98 |
Италия |
10064 |
16238 |
255,78 |
388,67 |
Болгария |
13128 |
30279 |
97,49 |
229,47 |
Всего |
504986 |
501983 |
4675,69 |
6023,5 |
По данным Госкомстата.
Расширение ЕС, похоже, может сыграть на руку торговцам сантехникой в Западной Украине. Как отметили в компании "Торговый Дом Амико-Керамика" (г.Луцк), если до вступления Польши в Евросоюз отечественные "челноки" ездили на польские рынки за дешевой сантехникой, то в последний месяц "цены в Польше выросли, и уже поляки приезжают в Украину за товаром ".
ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО
Доля продаж отечественной санкерамики в последние два года остается стабильной и составляет около 70%. По данным Госкомстата, в прошлом году трем украинским заводам " ЗАО "Славутский комбинат "Будфарфор" (г. Славута; Хмельницкая обл.), 000 "Днепрокерамика" (г.Пологи, Запорожская обл.), ОАО "Львовский керамический завод" " удалось выпустить на 10,8% больше продукции, чем в 2002 г.
Как говорят производители, они не успевают удовлетворять растущий спрос. Соответственно, фабрики стараются наращивать мощности. Например, в июне прошлого года предприятие "Будфарфор" " лидер по производству санкерамики " после реконструкции запустило один из цехов, мощности которого были увеличены на 350 тыс. изделий в год.
Вместе с тем следует отметить, что в цивилизованной рознице (строительные и сантехнические магазины) в основном продается импортный товар, который в общем обеспечивает торговцам более 70% выручки.
И это неудивительно. Отечественные заводы производят самую дешевую продукцию. Вотчина подобного товара " открытые рынки. К тому же большой объем продукции украинские компании сбывают строительным компаниям.
Чтобы качественно модернизировать украинское производство санкерамики, нужны внешние инвестиции. Но пока иностранные инвесторы обходят Украину стороной. Например, в прошлом году испанский концерн Roca предпочел заняться строительством производственной фабрики на территории нашего северного соседа. Крупным зарубежным фирмам выгоднее строить заводы в России.
По крайней мере до тех пор, пока границы между РФ и Украиной относительно открыты. К тому же энергоресурсы в России дешевле, а емкость рынка больше. Кстати, концерн Sanitec Group " владелец брендов Kolo (Польша), Ido (Финляндия) и Keramag (Германия) " уже несколько лет присматривается к украинскому рынку.
КИТАЙСКИЙ ПРОРЫВ
Об экспансии в Украину умельцев из Поднебесной БИЗНЕС уже писал (см. №46 от 11.11.02 г., стр.39-41). В 2002 г. китайская керамическая сантехника, почти неизвестная украинскому потребителю еще три года тому назад, по объемам поставок в Украину заняла 8-е место, а в прошлом году выбилась в лидеры продаж среди импортной продукции. Причины такого успеха заключаются в низкой цене изделий ($55-65 за 1 компакт " унитаз, бачок, сиденье и крышка) и современном внешнем виде: не мудрствуя лукаво, китайские производители копируют дизайн популярных моделей известных европейских производителей. Правда, отметим, что в Украину поставляется китайская продукция и подороже " более $100 за 1 компакт.
По нашей информации, в Китай за дешевой сантехникой в последние год-полтора ринулись многие украинские оптовики. За это время ее удалось раскрутить на внутреннем рынке. По прогнозам торговцев, в этом году вряд ли стоит рассчитывать на продолжение столь масштабной экспансии. Но большинство операторов рынка уверены, что "китайцы", как минимум, не потеряют завоеванных позиций.
Вместе с тем в Китае есть как крупные заводы, так и "гаражные" производства. Именно изделия этих кустарных мастерских могут сильно подорвать доверие покупателей к азиатскому товару. Наверное поэтому некоторые украинские поставщики маркируют тамошний товар. Например, один из крупных импортеров китайской санкерамики " компания "Агромат" (г.Киев) " продвигает в Украине керамику завода "Хуида" под торговой маркой Porta.
ПРОБЛЕМЫ ЕВРОПЕЙЦЕВ
Восточноевропейские и турецкие производители, выпускающие дешевые и средние по классу серии санкерамики (классы "эконом" и "стандарт"), в прошлом году рассчитывали на благоприятные условия для своей деятельности. Среди них можно отметить предприятия Kolo, Cersanit (оба " Польша), Jika (Чехия), Vidima (Болгария), Kale (Турция) и др.
На это были свои причины: ценовые войны между дилерами заводов почти прекратились, а их торговые марки уже давно раскручены в Украине. Но ожидания большинства из них не оправдались.
С одной стороны, китайская сантехника стала конкурировать с изделиями дешевых серий польских и чешских производителей. С другой " некоторые европейские "ваятели" пострадали также и по причине роста курса евро, подорожавшего в 2003 г. по отношению к доллару. Украинский рынок, находящийся в "долларовой зоне", весьма прохладно отреагировал на вынужденный рост цен на керамику европейских производителей (он составил в среднем 15-20%).
ВАННЫ
Самыми продаваемыми в Украине остаются стальные лохани (см. "Структура продаж разных видов ванн" на стр.115). Это самый дешевый товар " в розничной сети стальные ванны продаются по $50-150. В основном они поставляются из Словакии, Португалии и Испании. Вместе с тем в прошлом году, по сравнению с 2002 г., импорт существенно сократился " на 45% (см. "Импорт ванн" на стр.115). Некоторые операторы связывают это с проблемами, возникшими у импортеров при сбыте товара в Украине. Якобы отечественные производители стальных и чугунных ванн пролоббировали такую ситуацию, чтобы строительные организации закупали продукцию у них, а не у импортеров. Отметим, что в 2003 г., по сравнению с 2002 г., производство стальных и чугунных ванн в Украине выросло на 17%.
Существенно увеличились продажи и акриловых ванн " на 20% по сравнению с 2002 г. Доля их продаж составила около 30%. За счет дешевых акриловых ванн (до $100) торговцы перекрыли дефицит, возникший вследствие сокращения импорта стальных ванн. При этом, как отмечают операторы, в Украине появилось много дешевых "пластиковых" ванн, которые продаются под видом акриловых. Директор представительства компании Ravak Руслан Киселев посетовал, что "е Украине и России начало развиваться "гаражное" производство акриловых ванн. "Бэушная" установка для производства акрила, которую можно приобрести в Чехии, Польше или Италии, стоит $30-40 тыс. Говорить о хорошем качестве подобных изделий весьма сложно".
ДУШЕВЫЕ КАБИНЫ
Спрос на душевые кабины хотя и растет, но не так быстро, как объем сантехнического рынка. В последние несколько лет их продажи ежегодно увеличивались на 5-10%. Ограниченное пространство ванных комнат в старых домах вынуждает людей отказываться от "малоформатных" ванн и устанавливать компактные душевые кабины. Кроме того, в новых элитных домах изначально проектируются два санузла. В одном из них зачастую устанавливают душевые кабины.
РЫНОК В ЦИФРАХ
ТОВАР, РЕАЛИЗУЕМЫЙ НА РЫНКЕ:
санкерамика (унитазы, умывальники и т.п.), ванны, душевые кабины.
ОБЪЕМ РЫНКА В 2003 Г.: $80-85 млн.
КОЛИЧЕСТВО СУБЪЕКТОВ:
отечественных производителей:
санитарной керамики " 3, стальных и чугунных ванн " 1,
акриловых ванн " 3;
крупных импортеров " не более 10.
СТРУКТУРА ПРОДАЖ ПО ВИДАМ САНТЕХНИКИ:
санкерамика " 60%, ванны " 25-30%, душевые кабины " 10-15%; аксессуары " 5%.
|
|
|