Сайт о строительстве домов и коттеджей

Строительство домов
Статьи о строительстве


Статьи о строительстве >> Окна >> Украина: окно из Европы, а двери - местные


Украина: окно из Европы, а двери - местные
Осипенко Е. Украина: окно из Европы, а двери - местные // Галицькі контракти . . 15 июля 2002 (№ 29) . С. 16-18

В настоящее время годовой объем этого рынка составляет приблизительно 1,8"1,9 млн кв. м. "Поделен" этот рынок между окнами и дверями так: "оконная" составляющая равна приблизительно 800"900 тыс. м, а "дверная" " около 1 млн м. Годичный прирост емкости всего рынка по разным данным составляет 15"25% при снижении цен в 5"11%. В последние годы отечественные производители оконно-дверной продукции в объемах производства явно преобладают, оставляя импортерам все более узкие секторы деятельности (как правило, это сегмент наиболее дорогой продукции, объемы потребления которой невелики). Украинскими производителями окон и дверей в прошлом году было изготовлено, по различным оценкам, около 1,5 млн м продукции, причем производители дверей преуспели несколько больше, чем их "оконные" коллеги. У импорта же в последние годы устойчивая тенденция к снижению, и его объемы оценивают ориентировочно в 20"25%.



Тенденции


    Годичный прирост емкости оконно-дверного рынка составляет 15"25% при снижении объемов импорта в 20"25%

    В среднем падение цен на металлопластиковые и алюминиевые окна за последние 2 года составляет 15"20%, на деревянные " 10"15%

    Сегмент мансардных окон (пока только импортируемых) ежегодно прирастает на 50"60%, при удешевлении более чем на 10%



Окна: все лучше, все дешевле

Конкуренция сделала металлопластик доступным для массового потребителя

Больших заводов, выпускающих полный спектр столярки, осталось очень мало

Сегодня окна и двери в нашей стране изготавливают приблизительно 800"900 предприятий. Больших универсальных заводов и комбинатов, имеющих масштабный производственный цикл и выпускающих полный спектр столярки (окна, двери, плинтус, половую доску, вагонку, лестничные элементы и многое другое) в Украине осталось очень мало. Среди компаний, изготавливающих более-менее широкий спектр продукции в первую очередь следует назвать "Билдинг-Сервис" (г. Харьков), "Форум" (г. Запорожье), "Кленовый лист" (г. Кременчуг), "Квин-Свиг", "Текко", "Дом паркета", "Паритет", "Гефест", "Практика", "Удача-плюс", "Р. К. С." и др. Организация такого производства " дорогое удовольствие, требующее значительных первоначальных капиталовложений, поэтому в настоящее время среди преуспевающих предприятий преобладают те, кто занимается узкоспециализированным производством (только окна или только определенные виды дверей и т. д.). А так как производство дверей " занятие менее "наукоемкое", то и "дверников" несколько больше чем "оконщиков" (ориентировочно 55% и 45% соответственно).

Наиболее крупные потребители оконно-дверной продукции " строительные подрядные и ремонтные компании. Этой части корпоративных потребителей идет 60"80%, процентов 20"30 забирает оптовая и розничная торговля, а остальное приобретают эпизодические покупатели " юридические и физические лица. Изменения в отечественном строительном законодательстве, направленные на увеличение сопротивления теплопередаче светопропускающих ограждающих конструкций (проще говоря " окон), потребовали переориентации производителей. Они довольно быстро освоили современные западные технологии, сократив выпуск устаревшей продукции и вытесняя таким образом импортеров.



Сегмент мансардных окон в зачаточном состоянии, но растет очень быстро

Исключение в плане доминирования отечественного производителя составляет сегмент мансардных окон. В настоящее время он пребывает почти в "зачаточном" состоянии. По оценкам специалистов, в прошлом году этой продукции было приобретено приблизительно 10 тыс. штук (для сравнения: в Польше, население которой в 1,5 раза меньше чем в Украине, мансардных окон покупают в 20 раз больше). Однако этот сегмент развивается весьма динамично: ежегодное увеличение объемов продаж составляет приблизительно 50"60%. Причины налицо: по информации УНИАН, с 1997 года в Киеве под строительство мансард отдано более 600 домов.

Доминирующие позиции на рынке занимает продукция европейских производителей " компаний FAKRO (Польша), VELUX (Дания), ROTO FRANK (Германия). Лидером по объему продаж в настоящее время на рынке является продукция Fakro, которой принадлежит, по различным оценкам, от 40 до 50%, второе место занимают окна ROTO " приблизительно 30"35%, на последнем "призовом" месте " появившиеся на украинском рынке в январе этого года окна Velux (10"15%). Не так давно на рынке появились мансардные окна Okwell, изготовленные в Словении, однако доля их на отечественном рынке пока еще невелика. Отечественные производители окон в этом сегменте пока не участвуют, справедливо считая, что объем рынка еще очень мал и не достоин "внимания", хотя с технической точки зрения, по утверждению производителей окон, мансардные окна сложности не представляют.

Для большинства операторов, предлагающих мансардные окна, эта продукция второстепенная, сопутствующая. Основная специализация " это, как правило, кровельные материалы. Большинство из компаний уже определилось со своими "пристрастиями" и предлагают окна только одного производителя. Например, компании "ТПК", "Центросталь-Домсталь", "Ізобуд", "Топ-Лайн" специализируются на окнах Fakro; "Евроизол", "Євродах", "Стальпрофиль", "Метал-П", "Центральная строительная компания", "Современные технологии строительства" предпочитают Roto, а дилерами Velux являются "Альтис-Постач", "Амбасадор", "Будівельник", "Оксамит Інтер", "Современное строительство", "Подолстройторг", "Емка", "Юна-96" и ряд других. Однако есть и группа фирм, которые предлагают продукцию различных изготовителей " "Раннила Киев", "Каскад". В общей сложности количество компаний, предлагающих эту разновидность окон, уже довольно велико и составляет, по различным оценкам, до сотни.

Увеличение предложения привело к снижению цен. В течение, например, прошлого года в среднем на 10%.



60% потребляемых окон металлопластиковые

Изготовлением окон в Украине занимаются ориентировочно 500"600 предприятий, из которых приблизительно треть дислоцируется в столице. Учитывая довольно плачевное финансовое состояние отечественного потребителя и требования нормативов, наибольшее количество операторов предлагают самые дешевые, но с соответствующими требованиями к теплофизическим свойствам металлопластиковые окна со стеклопакетом. Эта продукция составляет приблизительно 60% потребляемых окон, второе место по объемам занимают деревянные окна (20"25%), и на третьем " алюминиевые (около 10%), остальное составляют так называемые комбинированные окна " деревянно-алюминиевые и деревянно-пластиковые, которые пока не пользуются массовым спросом из-за высокой цены.

Первую группу продукции только в Киеве предлагают более 100 изготовителей, из которых наиболее крупными следует считать компании "Вікнопласт", "Вист", "ГВФ", "Євровікнобуд", "Завод сантехнических заготовок", "Квин-Свиг", "Текко Плюс", "Энран" и ряд других. На изготовлении деревянных окон модификации "евро" специализируются компании "Иберус", "Квин-Свиг", "Р. К. С.", "Удача", "Юна-96", "Эско", а наиболее крупными импортерами в этом сегменте специалисты называют такие фирмы, как "Глобус", "Евроизол" и некоторые другие. Лидерами в третьей " "алюминиевой" " группе следует считать опять-таки "Квин-Свиг", а также "Энран", Киевский завод алюминиевых строительных конструкций, "Гея", "Вікнопласт".

Цены на окна заслуживают отдельного внимания. К дешевой ценовой категории относят металлопластиковые модели (70"120 у. е. за 1 м2) и деревянные окна из отечественного евробруса (около 80"100 у. е. за 1 м2). Средняя цена алюминиевых оконных систем колеблется в пределах 80"150 у. е. за 1 м2. Деревянные окна из импортных материалов и так называемые комбинированные окна (деревянно-алюминиевые и деревянно-пластиковые) представляют дорогую нишу оконных изделий, так как их цена может достигать 180"200 у. е. за 1 м2.

Насыщение рынка и одновременно снижение покупательной способности основной массы населения привели к тому, что в последние годы цены на окна неуклонно снижаются. В среднем падение цен на металлопластиковые и алюминиевые окна за последние 2 года составляет 15"20%, на деревянные " 10"15%. По оценкам ведущих операторов этого рынка, такая тенденция в ближайшее время сохранится.



В среднем монтаж окон обходится в 10"15% их стоимости

Большинство поставщиков (производители или продавцы) оконно-дверной продукции для уменьшения количества проблем покупателю и, соответственно, более успешного продвижения своего товара идут двумя путями. Одни создают в своей структуре подразделение, выполняющее монтажные работы, и при покупке сразу оповещают об этом заказчика. Другие же подбирают партнера " фирму, специализирующуюся на таких заказах, и рекомендуют ее покупателю. С точки зрения оператора второй путь экономически более выгоден, так как нет необходимости, например, платить зарплату в случае простоя монтажников. Заказчику же более приемлем первый вариант, так как изготовитель или продавец несет ответственность за качество не только проданного, но и установленного товара: всегда легче предъявлять рекламацию в "одно окно". Как правило, цены на монтаж окон, металлопластиковых и дорогих деревянных дверей ставят в зависимость от их стоимости. Большинство операторов в этом случае оценивают свою работу в 10"15% цены продукции, хотя встречаются и исключения " до 20"22%. Установка ординарного дверного полотна из дешевой ценовой категории у большинства операторов обходится в 20"30 у. е. Если же новую продукцию устанавливают взамен старой, то демонтаж "предшественников" обходится заказчику до 3% стоимости заказа.



Комментарии специалистов

"ПВХ-окна уже активно используются в массовом строительстве"

Игорь БИНКОВСКИЙ, руководитель отдела оконных технологий REHAU:

" Три новых тенденции характеризуют рынок окон ПВХ в этом году: окна ПВХ становятся весьма популярны в регионах и даже в маленьких городах от 20 тыс. населения; основной покупатель имеет средний покупательский потенциал, использование металлопластиковых окон вошло в массовое строительство недорогих домов. В связи с последней тенденцией проявилось негативное явление " снижение качества монтажа, что, в свою очередь, влияет на имидж продукции. Выход " в передаче монтажа изготовителям.



"Покупатель стал более информированным: его уже не завоюешь только ценой"

Наталья ДУДКА, главный инженер ООО "ЭЛ-Инвест":

" Безусловно, за последнее время конкуренция на рынке металлопластиковых конструкций заметно обострилась, а главное, покупатель стал более информированным: его уже не завоюешь только ценой, его интересуют как качественные отличия материала, так и качество самого процесса изготовления, предпродажный сервис и послепродажное обслуживание. Растет рынок капитального строительства, а вместе с ним и спрос на хорошо зарекомендовавшие себя конструкции из ПВХ-профиля.



Справка

В Украине строят жилья более 5 млн кв. м в год. По нормативам (СНиП) площадь окон должна быть не менее 10% площади помещения, площадь же дверей в помещении (например, в квартире) процентов на 20"30 больше чем окон. Приблизительно такое же соотношение в административных, общественных и других зданиях, Как правило, на обустройство квартиры площадью 50"60 кв. м (двухкомнатная) требуется 9"10 кв. м дверей и 5"6 кв. м окон. "Двушки" в структуре украинского жилого фонда " наиболее распространенные квартиры. Они составляют около 50%.



Двери у нас умели делать всегда

В штуках украинский производитель поставляет около 80% дверей, в денежном эквиваленте " 60"65%.

В дверном бизнесе в последние годы также происходят бурные перемены. Отечественный изготовитель "освоил" производство большинства наиболее популярных видов этой продукции из дерева " щитовые (наиболее дешевые, составляющие приблизительно 55"60% объема потребления), из ДСП и МДФ с сотовым наполнителем, из соснового массива (так называемая средняя ценовая категория " 30"35% структуры рынка), а также дорогие двери из массива, занимающие приблизительно 10% рынка.



Тенденции


    За импортерами, по прогнозам, в ближайшем будущем закрепится только одна товарная ниша " двери из ценных и экзотических пород древесины

    Для выживания импортеры пошли по пути, который не под силу пока украинскому изготовителю, " значительному расширению ассортимента

    В конкурентной борьбе будут выигрывать только те фирмы, которые предлагают не просто хороший ассортимент (более 20 моделей, представленных в разных типах размеров, цветов и форм) и привлекательное сочетание "цена-качество", но еще могут организовать быстрое исполнение заказа (7"10 дней) и предоставить дополнительные услуги по доставке, установке и ремонту



Развивается также производство дверей из металлопластика, алюминия, специальных дверей " противопожарных и бронированных. По этим сегментам рынок прирастает со скоростью 10"15% в год. В физических величинах украинский прои&#


Hosted by uCoz