|
Статьи о строительстве >> Электрооборудование >> Да будет свет! |
Да будет свет! Ушаков К. Да будет свет! // Бизнес-журнал. 2003 . №17. C. 16-20
Москва " один из крупнейших городов мира с населением около 15 миллионов человек, которые имеют представление о западной танцевальной культуре по передачам MTV, желают не отставать от модных веяний и постоянно ищут новых впечатлений"
Вечерний вояж по респектабельным дискотекам Парижа, Милана или Франкфурта не даст возможности познакомиться со столь впечатляющим перечнем высокотехнологичного оборудования. Везде и всюду " свет от Coemar, Clay Paky или High End Systems и звук от JBL, Turbosound или Outline. И это правило, а не исключение".
Так описывал свои впечатления о путешествии по клубно-дискотечной Москве корреспондент весьма авторитетного журнала "World Discotheque Review", " и было это еще летом 1995 года. Сегодня клубная культура выросла и качественно и количественно, и не только в Москве.
Чем дальше, тем естественнее становится реальным правилом, а не исключением то, что уже на этапе проектирования каждого вновь организуемого развлекательного центра " пусть даже самой небольшой и окраинной дискотеки " его создатели в первую очередь стараются решить вопросы, связанные со светотехническим вооружением. Ну а такие ветераны московского клубного движения, как "Титаник" или "Арлекино", принимающие каждый вечер по несколько тысяч человек, способны полностью погружать посетителей в совершенно сказочную световую атмосферу. Постоянные посетители популярной "Метелицы" не могли не обратить внимания на то, что световое оборудование клуба уже неоднократно подвергалось модернизации. Благодаря активной позиции руководства и высоким стандартам технического менеджмента, световая инфраструктура клуба "Метелица" уже в течение целого ряда лет представляет собой один из самых мощных и эффективных комплексов в столице.
Тенденция к световому совершенствованию характерна отнюдь не только для Москвы. Санкт-Петербург в этом смысле не отстает от столицы, не менее успешно культивируя свой музыкально-танцевальный бизнес. "Метро", "Голливудские ночи", "Mad Wave", "Депутат-бар" " вот далеко не полный перечень мест в городе на Неве, которые могут служить образцами самых современных и весьма оригинальных светотехнических инсталляций, соответствующих и высочайшему классу, и собственному внутреннему духу. А возможности светового комплекса, установленного во владивостокском клубе "Наутилус", даже превзошли ожидания его хозяев и позволили им довольно долго удерживать региональный рекорд ажиотажного спроса на свободные места и "лишние билетики".
Диверсификация
Один из примеров успешного освоения рынка светотехники демонстрирует "ДОКА Медиа" " компания, работающая на российском шоу-техническом рынке уже более десяти лет. История предприятия берет свое начало в 1987 году, когда группа молодых инженеров, работавших ранее на различных государственных предприятиях Зеленограда, организовала самостоятельную научно-производственную структуру, присвоив ей многообещающее имя "Дока".
Поначалу это была типичная компьютерная фирма, однако со временем ей стало тесно в традиционных зеленоградских отраслевых рамках. Несколько инициативных разработок профессионального светотехнического обоpудования в 1989"90 годах указали путь возможного расширения сферы ее интересов и влияния.
Коммерческий успех многофункциональных осветительных комплексов DL-80 и DL-80-01, а также одновременно созданных пультов управления, диммеpов, световых панно, декоративных светильников и вспомогательных устройств, стал в определенной мере неожиданностью даже для самих разработчиков. Осветительные системы фирмы "ДОКА" были закуплены государственной телерадиокомпанией "Останкино", установлены в Уфе, Нижнем Новгороде, Тюмени, Новосибирске, Омске, других городах России и республиках СНГ. Светотехническая программа компании быстро набирала обороты, и это направление деятельности постепенно заняло лидирующие позиции в ее бизнесе.
Дебют акционерного общества "ДОКА" в качестве светотехнической фиpмы на специализированной международной выставке SIEL в Париже в февpале 1993 года произвел впечатление не столько, конечно, качеством экспониpованной компанией продукции, сколько самим фактом присутствия на столь авторитетном форуме независимого и полноправного российского представителя. Для большинства посетителей и участников выставки стало открытием то, что в нашей стране вообще существует шоу-бизнес, и кто-то может всерьез специализироваться на распространении современной светотехники. Тем не менее, новичку глобального рынка с первого захода удалось вступить в сотрудничество с такими крупными фирмами, как F.А.L, ADB, JEM и др., а через некоторое время стать эксклюзивным дистрибьютором целого ряда европейских производителей светотехнического обоpудования (достаточно упомянуть фирму Clay Paky " мирового лидера в области разработки и производства "интеллектуальных" светотехнических приборов), поставляя на отечественный рынок современные системы управления, многофункциональные прожекторы и другие осветительные устройства, дым-машины, вспомогательные приборы и аксессуары.
Сегодняшний российский рынок шоу-оборудования широк и разнообразен, а характер его бурного развития пока еще таков, что почти любое из возможных устройств, от небольших дешевых приборов до сложных дорогостоящих систем, находит своего потребителя. В этой связи поставщики стремятся к универсальности ассортимента. Чтобы привлечь клиентов, следует предусмотреть непосредственное участие специалистов компании в проектировании строящихся объектов, осуществлять консалтинг и предпродажное комплектование оборудования в зависимости от конкретных потребностей и финансовых возможностей клиента; монтаж, наладку на месте дальнейшей эксплуатации и сдачу обоpудования "под ключ"; обучение персонала работе с поставляемой техникой; снабжение запасными частями; техническое обслуживание. Евpопейская Россия, Урал, Сибирь, Дальний Восток, Укpаина, Узбекистан " вот далеко не полный перечень регионов и территорий, где уже есть вполне кредитоспособные заказчики. Скажем, среди клиентов "ДОКА Медиа" " ВГТРК, телецентр Государственной Думы, Большой театр, Государственный центральный театр кукол С. Образцова, Детский музыкальный театр Н. Сац, театр "Сатирикон", драматические театры Томска, Магнитогорска и многих других городов. Причем в последнее время среди проектов комплексного светового оснащения все большую роль стали играть именно театральные.
Насколько велико количественное и качественное многообразие используемых в мировой практике и представленных сейчас на отечественном рынке устройств, приборов, комплексов и систем всевозможного назначения и класса, настолько широк спектр предложений компаний и фирм из разных городов и регионов страны, специализирующихся теперь в этой области.
Конечно, поставщиков с таким авторитетом и опытом, какой приобрели, например, "Лайтмастер", "Светогор", "Имлайт" или A&T Trade, не так уж много " на то и лидеры, чтобы задавать ритм и тон общему развитию. Однако рынок находится на подъеме. И, судя по всему, вскоре мы услышим о новых, динамичных и креативных его участниках.
Из тени в свет
Ирина Волкова, PR-менеджер ДЦ "Арлекино"
Великий Ренан как-то сказал, что "жизнь " это луч света, промелькнувший среди глубокой ночи". Свет делает мир ярким и разнообразным. Современный человек уже не мыслит своего существования без света домов, уличных фонарей, огней витрин и буйства световых красок на театральной сцене или дискотечном подиуме.
Современные световые технологии позволяют создать и визуально организовать совершенно новое представление "места и пространства". Для этого нужно уметь манипулировать светом, управлять светом, оформлять светом и, наконец, радовать светом! А это уже особый талант руководителей и директоров ресторанов, казино, различных культурно-развлекательных центров и комплексов. По мнению специалистов по свету делового центра "Арлекино", существуют тысячи возможностей игры света, позволяющих вашему заведению стать исключительным и единственным в своем оригинальном, элегантном и изысканном оформлении.
С появлением разнообразных электронных светотехнических устройств и программируемых контроллеров стало возможным создание уникальных проектов светового оформления ресторанов, клубов, казино, дискотек, шоу-программ с динамическим изменением уровня освещения, его цветности, насыщенности и конфигурации " в зависимости от фантазии художника-оформителя и заложенной программы. Взяв в руки пульт дистанционного управления, можно изменить настроение любого интерьера " от празднично-торжественного до мягкого и даже интимного, ведь все управление осуществляется централизованно. В ресторан, клуб люди приходят отдыхать, и у каждого человека " свое представление об отдыхе и свое настроение. Кого-то устроит яркий, праздничный свет и громкая музыка, кого-то обрадует интимный полумрак, кто-то рассчитывает на романтический ужин и его приятно удивит мерцающее звездное небо над головой. Световые эффекты могут также имитировать разное время дня " от рассвета до заката.
Световые эффекты, которые подобно специям, делающим блюдо изысканным, превращают шоу в настоящую феерию, заставляющую зрителя напрочь забыть о проблемах реальной жизни и окунуться в атмосферу настоящего праздника, карнавала, "вулкана страстей". Ведь свет на концертах и шоу должен заставить зрителя задуматься о духовном, добре, зле, радости, грусти, победе! Свет " это та палитра, с помощью которой это рисуется.
Найти своего потребителя
Александр Фокичев, директор светотехнического направления компании "ДОКА Медиа"
Глобальный рынок шоу-техники вообще и его светотехнический сектор в частности переживает период стагнации. Это очевидная реальность, особенно в отношении Европы, и связана она со всеми многочисленными экономическими проблемами сегодняшнего дня. Да и сам по себе этот рынок уже вполне насыщен. Поэтому европейские производители за последнее время заметно активизировались в поисках новых потребителей. Еще не так давно в качестве наиболее привлекательного для себя региона они рассматривали Восточную и Юго-Восточную Азию: Китай, Корею, Филиппины, Индонезию и т. д. Однако сейчас, особенно в результате эпидемии SARS (которая удивительно быстро ликвидировалась " очевидно, посчитав свою маркетинговую миссию выполненной), самые авторитетные фигуры мировой светотехнической промышленности стали все больше и больше внимания уделять России и ее потребностям. Конечно же, этот процесс начался не сегодня и даже не вчера " нашему, например, сотрудничеству с ведущими зарубежными разработчиками светотехнической аппаратуры уже почти десять лет, " но именно теперь, на мой взгляд, настает момент для резкого ускорения роста российского рынка: этому способствует и повышение интересов сбыта, и расширение сферы потребления этого оборудования у нас в стране, вызванное количественным и качественным развитием индустрии развлечений.
К сожалению, численных оценок российского рынка шоу-светотехники пока не существует. В соответствии с единственными известными мне экспертными данными, его объем (т. е. объем продаж светотехнической аппаратуры "в чистом виде") в прошлом году составил 25 млн. долларов. Но это если говорить о всем рынке в целом " при том, что свои особенности присутствуют в каждом его сегменте. А их, при самой общей структуризации, по крайней мере три: низкобюджетные (условно говоря, любительские и полупрофессиональные) и небольшие по формату дискотеки и клубы, крупные профессиональные клубы и прочие музыкально-развлекательные центры и, наконец, театры, концертные залы, дворцы спорта и другие сооружения и площадки для массовых зрелищ, нуждающиеся, как правило, в современном высокотехнологичном оборудовании.
При наших российских масштабах практически любые типы светового оборудования могут найти своего потребителя в том или ином рыночном сегменте. В небольших дискотеках, которые могут себе позволить израсходовать на светотехнику 5"20 тыс. долларов или немного больше, достаточно широко используется недорогая аппаратура, произведенная или в Китае, или нашими отечественными неспециализированными фирмами. Более дорогие, хорошо оснащенные и высококлассные клубы располагают обычно целевыми средствами в пределах 50"150 тыс. долларов и ориентируются уже на вполне совершенную западную светотехнику для оформления самых эффектных музыкально-танцевальных программ. По нашим наблюдениям, два этих первых сегмента в столичных городах уже несколько стабилизировались, и максимальная активность их развития теперь перемещается в региональные центры: все больше и больше новых клубов различного ранга возник |
|
|