Сайт о строительстве домов и коттеджей

Строительство домов
Статьи о строительстве


Статьи о строительстве >> Сыпучие и сухие строительные смеси >> "Я не воспринимаю специалистов, расценивающих себя исключительно как товар"


"Я не воспринимаю специалистов, расценивающих себя исключительно как товар"
Соха В. "Я не воспринимаю специалистов, расценивающих себя исключительно как товар" : [Беседа с генеральныv директором ООО "Хенкель Баутехник (Украина)" Сохой В. / Записала Самбрус Е.] // Бизнес . 2003. 1 сентября 2003. (№ 35) . C.126-131

О СОБЕСЕДНИКЕ

Владимир СОХА,генеральный директор ООО "Хенкель Баутехник (Украина)"

Родился " 10 декабря 1962 г.

Образование " Киевский инженерно-строительный институт (сейчас " Университет строительства и архитектуры. " Ред.). Лауреат государственной премии в области науки и техники.

Карьера " ведущий инженер Мостостроительного треста (г.Рига); генеральный директор строительной компании Lattex (г.Рига).

Семейное положение " женат, воспитывает дочь.

Хобби " горные лыжи, баскетбол.



О КОМПАНИИ

Дата основания " март 1997 г.

Сфера деятельности " производство сухих строительных смесей (Ceresit и Thomsit), г.Вышгород, дистрибуция обойного и монтажного клея, герметиков.

Производственная мощность завода " 130 тыс.т ассортиментных продуктов в год.

Оборот в 2002 г. " ввиду жесткой конкуренции на рынке строительной химии Владимир Соха не стал делиться "секретной" информацией. Тем не менее компания "Хенкель Баутехник (Украина)" оценила долю продаж продукции ТМ Ceresit на украинском рынке в 35%. По оценкам же БИЗНЕСа, в 2002 г. емкость отечественного рынка сухих строительных смесей составила 180-200 тыс.т.

Количество сотрудников " 260 чел.



О КОМПАНИИ

" Расскажите о своем становлении как бизнесмена.

" В 1991 году я ушел в частный бизнес, связанный со строительными материалами. Когда появилась мысль о собственном деле, хотелось взяться за то, что я умею делать. А я довольно хорошо знал строительную отрасль.



" Как вообще возникла идея уйти в частные предприниматели"

" Принять подобное решение было нелегко. Сейчас молодежь не знает, что такое получить гарантированную работу от государства, и она морально готова выйти на вольные хлеба. В то время уйти пусть даже с не очень высокооплачиваемой, но гарантированной работы, на новую, ничем и никем не гарантированную, на 100% зависящую только от твоего энтузиазма и сил, " для многих это было очень сложно. Я не стал исключением, это решение было принято вместе с друзьями, и мы его расценивали как свой жизненный шанс.



" Чем именно вы занялись"

" Вместе с партнером создали в Риге строительную компанию "Росса". Через пару лет мы перешли на очень гибкую систему организации, а именно: ушли от регламентированных принципов, стали оперативно работать с заказчиками, начали использовать новые строительные технологии и материалы, позаимствованные в Скандинавии, в Финляндии и т.д. В этот период на стройках бывшего Союза ощущалась необходимость в новых материалах: их применение давало компаниям конкурентные преимущества и возможность подняться на новый качественный уровень. Тогда же родилась мысль поработать и в сфере дистрибуции стройматериалов. В то время я возглавлял компанию Lattex (г.Рига. " Ред.), занимавшуюся и строительством, и дистрибуцией широкого спектра материалов, начиная с шведских красок, сухих строительных смесей и заканчивая осветительным оборудованием.



" А как вы занялись дистрибуцией Ceresit"

" Латвийский рынок небольшой, поэтому со временем мы вернулись на родину, чтобы продолжить развитие этого бизнеса уже в Украине. Это потребовало расширения ассортимента, и мы следили за новинками рынка. На строительной выставке BAUMA в Мюнхене я познакомился с продукцией Ceresit концерна "Хенкель".



" Предполагаю, на выставке было море строительных материалов от всевозможных производителей. Почему именно Ceresit"

" Уже тогда я знал, что "Хенкель" " крупный международный концерн, ориентированный на работу в различных странах и имевший много представительств. Это свидетельствовало о том, что "Хенкель" " компания гибкая, а значит, открытая для обсуждения различных условий и предложений.



" Как началось ваше сотрудничество"

" На выставке мы договорились о дистрибуции продукции Ceresit и Тhomsit-материалов, которые только начали входить на отечественный рынок. Мы убедили "Хенкель" в том, что Украина имеет довольно большой потенциал. Тем не менее около года у них ушло на изучение рынка.



" Но пока они изучали, вы импортировали...

" Да, мы занялись импортом, чтобы понять, как эта продукция будет воспринята отечественным потребителем.



" Вы импортировали, не являясь дистрибутором"

" Нет, мы получили статус дистрибутора. В начале же 1997 года, проанализировав украинский рынок, "Хенкель" решил организовать здесь собственную компанию и производство. А поскольку я уже два года работал дистрибутором продукции "Хенкель", мне предложили возглавить это предприятие.



" Насколько мне известно, Ceresit попадал в Украину и "серым" путем"

" В западные регионы Ceresit из Польши и сейчас таким путем иногда попадает. Но с 1995-го по 2000 год эти поставки носили массовый характер. У поляков в то время было уже два завода по производству материалов Ceresit.



" Это, конечно, создавало много проблем"

" И да, и нет. С одной стороны, польская продукция была существенно дешевле нашей, потому что таможенные формальности не всегда соблюдались и т.д. В то же время такие поставки имели и положительный эффект, так как узнаваемость продукции росла. Запад Украины всегда был более "продвинутым" благодаря польскому соседу. Но, согласно принципу работы корпорации "Хенкель", когда организуется производство в той или иной стране, локальным рынком полностью управляет местная компания. Поэтому, создав украинское производство, по договоренности с заводами "Хенкель" в Польше, мы "закрыли" границу.



О ПРОДВИЖЕНИИ НА РОССИЙСКИЙ РЫНОК

" Насколько известно, в России существуют заводы "Хенкель". Тем не мене туда экспортируется продукция украинского предприятия. Как же в таком случае работает схема "Хенкель", о которой вы только что говорили"

" Дело в том, что "Хенкель" решил отдать нам в управление и Россию.



" Это что, исключение из правил"

" В принципе, да. Украина и Россия " два самых потенциально емких рынка Восточной Европы. Учитывая прирост объемов украинского производства, оборот компании и долю, занимаемую ею на рынке, концерн "Хенкель" решил передать нам в управление и российскую компанию. Но определяющими критериями стали организация и принципы работы нашей компании. В прошлом году мы зарегистрировали компанию ООО "Хенкель Баутехник (Россия)" и начали строительство завода. Завод сдан в эксплуатацию 27 августа.



" Где именно построен завод"

" Город Коломна, 90 км от Москвы.



" Каковы, на ваш взгляд, особенности российского строительного рынка"

" Российский рынок очень похож на наш, но есть целый ряд существенных отличий. В России много местных производителей, "забивающих" определенные ниши в разных регионах. Каждый из этих производителей имеет долю рынка в несколько процентов. Компании, которая доминировала бы на рынке строительной химии в России, нет. Это дает определенные шансы и возможности развиваться, с одной стороны. С другой " количество местных производителей, о которых я уже упоминал, огромно. Тем не менее мы выработали стратегию продвижения своей продукции на российский рынок.



" В чем заключаются основные принципы этой стратегии"

" В России мы делаем акцент на продвижение специализированных и дорогостоящих групп продуктов. Не стали "ввязываться" в борьбу за дешевый сегмент плиточного клея. Тем не менее рассчитываем, что в будущем нам удастся занять определенные позиции и в этом сегменте.



" Вообще, интересная ситуация получается. Обычно западные компании сначала открывают представительства в России, а потом уже приходят в Украину...

" В нашем случае Россия с Украиной поменялись местами благодаря стечению обстоятельств. В 1995 году в Польше уже было два завода. Это означало, что Западная Украина с этой продукцией знакома, узнаваемость бренда в Украине была выше, чем в России. Поэтому первый шаг был сделан в направлении Украины. К тому же поставлять продукцию такого рода из Польши в Украину было гораздо дешевле, чем в Россию. Но не это стало определяющим. Все испортил кризис 1998 года, перекрывший компании "Хенкель" выход на российский рынок. Мы же за полгода до кризиса успели создать предприятие... Хотя, действительно, стратегия западной компании строится с точностью до наоборот. В Москве сейчас бум прихода западных компаний. Почти во всех западных экономических обозрениях подчеркивается, что Россия " рынок с самыми высокой динамикой развития, самыми высокими показателями и хорошими перспективами для роста международных компаний. В России уже присутствует большая часть западных торговых сетей: Metro, Care, Martkauf, Ikea, OBI. На вопрос: "Почему вас не интересует Украина"" " многие отвечают, что Украина их интересует, но... после России. Этого никто не скрывает. Первый шаг в этом направлении сделала компания Metro, построившая четыре магазина в Москве. Отработав схему и технологии, она пришла в Украину. Это же сделают в ближайшее время Martkauf, Ramstor, OBI.

Европейцам почему-то кажется, что разницы между Россией и Украиной нет. И если они выработали схему работы в Москве, ее без проблем можно перенести в Украину. Это ошибочное мнение. Потому что и рынок у нас другой, и принципы работы... Есть отличия в законодательстве, менталитете, в подходах к работе на рынке. Когда мы выходили на российский рынок, я тоже думал, что будут одни и те же схемы работы и в дистрибуции, и в маркетинге. Это не так. Нельзя переносить схемы, работающие на российском рынке, на украинский, и наоборот. Тем не менее иностранцы руководствуются именно этими аргументами...



" Так в чем же разница между нашими рынками"

" Разница в том, что в России большая часть денег сконцентрирована в столице.



" Но это же можно сказать и о Киеве.

" Тем не менее в Украине сейчас более "сбалансированная" ситуация между регионами. В России очень много "оттянуто" на центральную часть, особенно на Москву. При этом Москва " невероятно агрессивный рынок, на котором очень тесно, и принципы работы многих западных компаний в Москве намного отличаются от принципов, которыми они руководствуются, работая в Украине. Это выражается и в ценовой политике, и в демпинговых процессах.



" То есть российские компании более агрессивны"

" В работе многих российских компаний (и не только в строительной отрасли) очень популярен принцип "выжженного поля": низкой ценой на определенную группу продукции привлекается покупатель, "под эту музыку" ему предлагается и другая группа товаров, а со временем первая группа " "приманка" " "убивается". Компания на группе товаров, которые она выбрасывает по демпинговым ценам, как правило, ничего не зарабатывает или даже торгует себе в убыток, но, таким образом, она успешно продает более рентабельные группы, т.е. рынок агрессивен уже на уровне менеджеров. Российские менеджеры более "захватнические" по натуре, чем наши. Но в Москве по-другому нельзя. На московском рынке сложно работать традиционными методами, поэтому нужно искать инструменты, которые зачастую некорректны. Москвичи " люди, обладающие большой жизненной энергией и работоспособностью (заметим, речь идет не о 10 млн москвичей, а о менеджерском составе. " Ред.).



" Какова мощность завода в России"

" 100 тысяч тонн, но есть возможность его расширения. Первоначальная "конфигурация" украинского завода также составляла 100 тыс.т. Но в течение 3 лет мы провели модернизацию производства, автоматизировали многие процессы, ввели целый ряд дополнительного оборудования. И сегодня завод может производить 130 тыс.т ассортиментных продуктов в год. Это очень важно, потому что мощность завода напрямую связана с ассортиментом, который он производит. Если мы будем выпускать всего два продукта, сможем выйти и на 250 тыс.т. Те, кто сейчас декларирует большую мощность своего завода, производят два-три продукта.



О ДИСТРИБУЦИИ

" Вернемся на украинский рынок. Я знаю, что у вас в прошлом году были определенные проблемы с дистрибуторами "первой руки", связанные с ценовой политикой...

" Не могу сказать, что у нас были серьезные проблемы с дистрибуторами. Ценовая политика нашей компании прозрачна. У нас сильная дистрибуторская сеть, так как мы работаем очень предсказуемо. Если мы корректируем цены и условия, то только путем серьезного и глубокого обсуждения с нашими партнерами. Но проблем нет у тех, кто ничего не делает. Мы, по сути, единственная компания в отрасли, которая старается контролировать цены и бороться с демпингом. Этим сейчас вообще никто не занимается. Большая часть операторов отгружает продукцию, а что дальше, как она продается, по каким ценам " никого не интересует!



" Могу поспорить. Многие компании сейчас заявляют дистрибутору, что "ниже такой-то цены продавать нельзя".

" Мы не можем сказать дистрибутору: "Ты должен продавать по такой цене, иначе мы тебя накажем". На


Hosted by uCoz