|
Статьи о строительстве >> Новые идеи в строительстве. >> Бизнес под парусами |
Бизнес под парусами Щербо Г. Бизнес под парусами // Эксперт. 2004 . №11. C. 28-34
За три года Владимир Сидении построил три парусно-моторных лайф-бота проекта RS1, стал одним из ведущих российских производителей ретрокораблей и вошел в элиту деревянного судостроения. Звучит громко, но с точки зрения бизнеса это направление " даже не ниша, а лишь небольшой закуток на рынке.
Один-два исторических корабля в год " это уже считается коммерческим успехом и признаком стабильности.
Реплики исторических судов в России строят лишь энтузиасты. Обычно этим занимаются исторические клубы, бывает, они не один год восстанавливают любимую модель, да притом в единственном экземпляре " для собственных походов. Судостроительных предприятий, делающих ретрокорабли из дерева на заказ, совсем мало. Есть пара адресов, но и те под вопросом: по мнению знатоков, там нет чистоты стиля, это, скорее, упрощенные подделки под старину. А наиболее авторитетными из "рыночников" считаются Соломбальская судоверфь, ныне российско-норвежское предприятие, работающее на европейский рынок, прежде всего скандинавский, да Карельский морской центр в Петрозаводске, где уже полтора десятка лет специализируются на русских исторических кораблях.
Теперь в этом ряду " и молодое предприятие Владимира Сиденина.
Место действия " село Сокольское
Леса окружают Сокольское зеленой подковой, подступая к самым берегам Волги. Быть может, в этой глухомани водятся и соколы, но не птица дала имя селу. Когда-то соколами здесь называли прочные и быстрые дубовые суда, которые строились на местной судоверфи " она основана больше ста лет назад. Потом вместо старорежимных "соколов" начали делать нужные народному хозяйству, но такие неромантичные баржи и всякий, как говорят речники, стоечный флот: дебаркадеры, плавучие гостиницы, рестораны. Сокольскую судоверфь любят и военные " по их заказам здесь строили служебно-разъездные катера, плавучие штабы и мишени. В конце концов из деревянных судов в ассортименте остались лишь спасательные шлюпки. Но о них сказать нечего " работа простая, рутинная.
Владимир Сидений, большой, громкий, веселый человек, уроженец Сокольского, свою корабельную историю начал с рисования. В шестнадцать лет он рисовал, как рассекает по Волге на одноместном скутере. Когда ему исполнилось восемнадцать, скутер на рисунке стал двухместным " потому что как рассекать без девушки. Женился " набрасывал контуры четырехместной моторки. А первым судном, которое смастерил своими руками, был семейный "крейсер" " шестиметровая яхта с двумя каютами. Если, конечно, не считать тех, что он строил на Сокольской судоверфи, куда пришел после Горьковского института инженеров водного транспорта и откуда ушел три года назад с должности генерального директора " ушел в предприниматели.
И начал строить деревянные парусные яхты. Зов предков ("соколы" и все такое) здесь ни при чем " жизнь так повернулась. Правда, поговорив с Сидениным, я поняла: в этом деле без любви ничего не бывает. Любовью Владимира Федоровича стал "Колин Арчер", норвежский лайф-бот XIX века.
В конце 90-х заказов у судоверфи почти не было. В райцентре это единственное крупное предприятие, и мужское население Сокольского вынуждено было пробавляться лесным промыслом " в диких бригадах валить деревья, пилить доски. Тогда-то на судоверфи и появились господа из Норвегии " один бывший местный житель, исполненный патриотических чувств, привез к землякам заказчика.
Норвежец хотел парусную яхту. Но не любую, а совершенно конкретную " копию знаменитого рейдового спасателя RS1, его в 1893 году построил соотечественник заказчика Колин Арчер и дал ему свое имя. Для тех, кто интересуется историей флота, этим все сказано. Для сухопутных " требуется пояснение. Вот я, например, тоже с ходу не поняла, почему Владимир Федорович произносит имя Арчера с таким значением и, делая паузу, смотрит на собеседника: дошла ли до него историческая важность этого события для Сокольского"
Так вот, для норвежцев конструктор Колин Арчер " национальный герой. Такой же, как Фритьоф Нансен. Кстати, ему Арчер построил "Фрам", экспедиционный парусник для похода к Северному полюсу. "Фрам" побил все рекорды своего времени по глубине продвижения в северных и южных широтах, благодаря ему Норвегию признали великой морской державой. У Арчера были и другие корабли: крейсерские яхты, рабочие суда, " может, не такие легендарные, как "Фрам", но след в норвежской истории, да и в истории флота они оставили. Среди них лайф-бот RS1 " Redningskoyte " тот самый рейдовый спасатель, считавшийся в то время одним из лучших в своем классе.
У RS1 была трудная работа " спасать в открытом море людей с терпящих бедствие кораблей. Может, из уважения к заслугам лайф-ботов их редко списывали на слом, чаще их перестраивали, и они служили дальше. Позже норвежцы, которые хранят свою историю не только в музее, стали делать на базе RS1 прогулочные яхты. Владельцы таких яхт организовали клуб Колина Арчера, выпускают сборники с описанием своих судов и каждый год " то в одном городке, то в другом " проводят морскую фиесту, в которой участвуют десятки яхт.
Владельцы "Колина Арчера" " люди не бедные, хотя и не миллионеры. Эта яхта " не соперник шикарным морским судам, которые строят знаменитые мировые производители, гены у нее другие. Размерами нынешний "Колин Арчер" бывает от десяти до семнадцати метров. Заказывают их чаще в соседней Швеции, там дешевле.
" А в России нам первым предложили построить "Колин Арчер"! " не без пафоса заканчивает свой рассказ Сидений.
" Велико, наверное, было искушение, все-таки исторический корабль, " киваю я, теперь уже с пониманием.
" Какое искушение! " чуть не подпрыгивает Сидений, тут же сбившись с высокого штиля. " Безработица тогда была жуткая, едва выживали. Подумали " хоть плотников загрузим, чтобы с верфи не уходили.
" То есть, если бы работы было много, вы не стали бы строить парусник"! " я не могу скрыть своего разочарования столь прозаическим поворотом сюжета.
Сидений открыл рот, чтобы ответить. Потом закрыл. Помолчал.
" Я ведь до этого о нем только в учебниках читал...
Варяги в России
Мы гуляем по большому светлому цеху, где строится очередной "Колин Арчер", четвертый по счету. Вот его шпангоуты " как ребра большого кита.
" Цех " тысяча квадратов, " комментирует Сидений. " Можно строить корабли длиной до двадцати метров.
В цехе тепло и восхитительно пахнет деревом. Владимир Федорович рассказывает, какой это замечательный материал " нет лучше для корабля. Говорим о том, как все начиналось.
" Почему норвежцы рискнули заказать вам "Калина Арчера" "
" А вы как думаете" Конечно, дело в цене. В Норвегии плотник средней руки получает три тысячи долларов в месяц. Работают они, правда, поинтенсивнее наших ребят. Но все же шесть таких среднеруких мужичков строят "Колин Арчер" девять месяцев. Трудозатраты " пятьдесят четыре человеко-месяца. Умножаем на три тысячи долларов, плюс налоги... Получается больше двухсот тысяч долларов только на зарплату. Лес и все комплектующие у них тоже гораздо дороже, чем здесь. Вот и весь ответ. Заказчик привез несколько общих чертежей яхты. Настоящей рабочей документации, как мы привыкли " пачки инструкций, где каждую цифру целый проектный институт выверял, " такого не было. Норвежцы, которые заказывают "Колин Арчер", пользуются услугами одного и того же конструктора: он помогает строителям разобраться с чертежами, но главное " все время что-то усовершенствует. Мы ему сначала страшно обрадовались, а потом поняли, что если этого дядьку не остановить, то одну яхту можно строить всю жизнь. Ну что еще. Хотели мы уложиться в три-четыре месяца, а дело затянулось больше чем на год. Ошиблись в расчетах.
" А заказчик за это время не сбежал "
" Так он же сам нас и сбил с толку. Приехал, обрадовался: о, да у вас все есть! Доски на дворе верфи лежат, а шурупы в магазине копейки стоят. Проблем не будет! Но оказалось, что наша сосна, из которой мы шлюпки строили, для яхты не годится. Во-первых, длина. Размеры RS1 " 13,9 метра на 4,65, высота борта " 3,39. Мне, чтобы сформировать такое судно, нужны шестиметровые доски, а здесь таких нет. Во-вторых, древесина с нормальным таким местным сучком. Мы на пробу несколько досок пропарили, стали гнуть " все на наших глазах лопнули, вот и всё. Я всю Сибирь объездил в поисках подходящего материала, и он оказался в пятнадцать раз дороже, чем было заложено в смету. Потом " шурупы. Они должны быть горячей гальванизации, у нас такие не продаются. Нашли в Питере " и в шесть раз дороже, чем рассчитывали. А на яхту нужно шесть тысяч таких шурупов. Заказчик, правда, проявил понимание, денег добавил, но из графика мы же выбились сразу.
" Какое дерево идет на ваши суда "
" На корпус " ангарская сосна. Конечно, лучший материал для судостроения " дуб, он в воде, как известно, только крепче становится. Но его поди еще найди, какой нужен. Но и сосна для влажной среды " древесина превосходная. А ангарская гнется хорошо, потому что почти без сучков. Ее отшлифуешь, проведешь ладонью " нежная, как шелк. Мы корпус пропитываем натуральной льняной олифой (у себя же в области, в Чкаловске нашли) кроем в восемнадцать-двадцать слоев, чтобы дерево хорошо пропиталось. А отделка и палубные постройки " из лиственницы, тоже ангарской.
" Почему же вам всю Сибирь пришлось объехать"
" Так никто же правды не говорит! Звоню в Костромскую область, в Новгородскую " приезжайте, говорят, у нас этого добра (древесины то есть) навалом! Приезжаю " ну нечего выбрать! Они, видимо, так рассуждают: если издалека приехал, что-нибудь да купит, а и не купит " так бог с ним. В Усть-Илимск звали: все готово, только загрузить. А там, чтоб вы знали, лес в Китай составами отправляют. Составами! И тут появляется лохматый мужичок из какой-то там Нижегородской области и говорит: мне материала " самого отборного, один вагон... Они вообще не понимали, о чем я говорю. Никто, конечно, для меня ничего не делал. Я нанимал бомжей, и мы весь вагон по доске перебирали. Потом я сменил тактику, забираюсь теперь по Ангаре в самую глушь, где ни дорог, ни поездов, ни гостиниц. Леса там много, а покупателей нет.
От яхты до фофана
" Владимир Федорович, как вышло, что начинали вы строить первую яхту на судоверфи, а заканчивали " на собственном частном предприятии"
" Да мы там все поругались из-за этой яхты. Совет директоров был очень недоволен тем, что мы вообще ввязались в это дело. Хотели заработать, а получилось, что экономически ничего не выиграли, из-за неопытности в первую очередь. Ну они и сказали, что лучше вообще закрыть верфь, чем пойти в убытки. В чем-то, конечно, они были правы. Но я тогда завелся и сказал: "Ну знаете, ребята, я настолько уверен в этом деле, что готов заниматься только им!" "Развелись" мы, правда, спокойно, не как враги, я остался в совете директоров. А красный корабль (у первой яхты корпус был красного цвета) достраивал в нынешнем цехе, взятом в аренду.
" А откуда такая уверенность, коль все шло наперекосяк"
" Я потерпел неудачу, потому что ошибался. Но когда стал исправлять свои ошибки и увидел, где и почему мы теряли, стало не так страшно. За следующую яхту я смело просил уже втрое дороже, и заказчик со мной не спорил, потому что есть же смета " что сколько стоит по факту. Видно, что это не какой-то мой корыстный интерес. Когда все по своим местам разложено и понятно, чего пугаться-то " работать надо. Вот цех: он у нас отапливается, потому что работа с деревом, тонкая. Своя сушилка: главная задача " дерево высушить хорошо. Лаки, краски, смолы, пропитки " импортные, шведские, финские, английские. У нас такого качества пока нет. Детали из гальванизированной стали заказываем в Нижнем, на машиностроительном заводе " там оборонные технологии, качество высокое. За три месяца яхту, конечно, не построишь, цикл " почти год нормальной плодотворной работы.
" Достраивая первую яхту, вы уже знали, что будете делать дальше"
" Когда делали первый заказ, к нам в Сокольское куча народу приезжала из Норвегии, все смотрели, оценивали. И когда красную яхту достраивали, уже заложили следующий корабль. На нем я ходил в Норвегию, был на фестивале клуба Колина Арчера, где собираются все клубные яхты.
" Понравилась, значит, ваша работа"
" В Норвегии на этой яхте побывали, наверное, все, у кого есть "Колин Арчер". Критических замечаний, хотя и в деликатной форме, было много. Мы прокололись в деталях. Например, некоторое палубное оборудование сделали из полированной нержавейки: прочное и сияет сумасшедшим блеском. А нам говорят: слишком блестит. У них-то эти детали кованые. Технология разная, и вид совсем другой. В интерьере не все грамотно вышло. Главное мы продумали: отопление, освещение, вентиляция, плиту поставили, мойку с горячей и холодной водой, душ. А мелочей не учли! На яхте к |
|
|