|
Статьи о строительстве >> Электротехническая арматура >> Неслучайные контакты |
Неслучайные контакты Ряполов К. Неслучайные контакты // Бизнес . . 23 сентября 2002 (№ 39) . С. 32-34
На растущем рынке электрофурнитуры сейчас особенно модны неслучайные контакты. Продавцы добиваются взаимности от стройорганизаций. Но не отворачиваются и от розницы.
РЫНОК В ЦИФРАХ
Товар, реализуемый на рынке, " электроустановочное оборудование (выключатели, розетки, штепсели и пр.).
Объем продаж в 2001 году " $13-14 млн в розничных ценах.
Количество операторов " крупных импортеров " приблизительно 20, отечественных производителей " 15.
Соотношение отечественной и импортной продукции " в количественном выражении: около 60% " отечественной, около 40% " импортной продукции; в денежном выражении: около 30% " отечественной, около 70% " импортной продукции.
СИТУАЦИЯ НА РЫНКЕ
В 2001 году, по данным операторов, в Украине было продано 11-12 млн розеток и выключателей (на 15-20% больше, чем в 2000 году) на $13-14 млн (в розничных ценах, это на 20-25% больше, чем в позапрошлом году).
Интересно, что быстрее всего растут продажи дорогих розеток и выключателей (от 25 грн. за 1 шт.) " на 25-30% за год. Операторы и в этом году ожидают примерно такого же прироста объемов продаж, что должно обеспечить суммарные поступления от дорогой продукции в размере $4,5 млн. Реализация же дешевых выключателей и розеток (до 5 грн. за 1 шт.) увеличилась не столь значительно " на 15-17% за 2001 год.
Таким образом, можно смело утверждать, что на фоне общего роста продаж электрофурнитуры происходит заметное смещение потребительского спроса в сторону более дорогой и качественной продукции. Эту приятную для торговцев тенденцию обусловливают следующие факторы:
рост благосостояния населения Украины " у большего количества людей появляется возможность приобрести более качественную и надежную продукцию;
значительное увеличение объемов офисного строительства;
рост объемов индивидуального строительства и строительства многоквартирных домов высшего класса.
ИМПОРТ И ЭКСПОРТ
По данным официальной статистики (см. табл.1), в Украину в прошлом году было ввезено аппаратуры для включения/выключения тока или для подсоединения в электрических цепях на $27,4 млн в инвойсных ценах, что на 27% больше, чем в позапрошлом. К сожалению, структура ТН ВЭД создавалась отнюдь не для удобства анализа информации. Поэтому сколько из всего этого объема приходится на предмет нашего рассмотрения " выключатели и розетки, прояснить не удалось. Не очень помогает и наличие кодов вроде "Патроны для ламп, штепсели и розетки" (их было ввезено на $379,13 тыс., т.е. на 30% больше, чем в 2000 году). Во-первых, в эти коды "затесались" совершенно неинтересные (для данного обзора. " Ред.) патроны, а во-вторых, из Турции, например, под этим кодом было ввезено продукции аж на $7,82 тыс. Каждый, кто знаком с обилием турецких розеток на рыночных прилавках Украины, эти официальные данные воспринимает как маленькую сенсацию (или как большой розыгрыш).
Таблица 1
Импорт электротехнического оборудования, тыс. USD
Наименование оборудования |
2000 г. |
2001 г. |
1-3 мес. 2001 г. |
1-3 мес. 2002 г. |
Аппаратура электрическая для включения, прерывания, защиты и выключения тока или для подсоединения в электрических цепях, в том числе: |
21482,41 |
27386,33 |
5439,08 |
6485,69 |
прерыватели, разъединители и переключатели прочие |
4607,42 |
5651,59 |
1100,09 |
1374,84 |
патроны для ламп, штепсели и розетки |
291,47 |
379,13 |
144,91 |
64,04 |
Таблица 2
Экспорт электротехнического оборудования, тыс. USD
Наименование оборудования |
2000 г. |
2001 г. |
1-3 мес. 2001 г. |
1-3 мес. 2002 г. |
Аппаратура электрическая для включения, прерывания, защиты и выключения тока или для подсоединения в электрических цепях, в том числе: |
12707,86 |
20640,37 |
4024,07 |
9284,06 |
прерыватели, разъединители и переключатели прочие |
2779,22 |
3219,46 |
876,64 |
361,16 |
патроны для ламп, штепсели и розетки |
524,80 |
570,35 |
190,72 |
155,52 |
По данным Госкомстата.
В чем можно согласиться с официальной статистикой, так это в наличии серьезного роста объемов импорта. Специалисты оценивают его в 25-30% и считают, что он продолжится и в этом, и в следующем годах. Причем рост этот обусловлен как общим развитием рынка, так и постепенным вытеснением отечественной продукции с отечественного же рынка. Так, если в 2000 году специалисты оценивали долю импортной продукции (в количественном выражении) в 30%, сейчас ей "отдают" уже около 40% рынка. (А некоторые операторы считают, что турецкой продукции на рынке чуть ли не больше, чем украинской.)
КТО И КАК ДЕЛИТ "РЫНОЧНЫЙ ПИРОГ"
О торговых марках и производителях на рынке электрофурнитуры БИЗНЕС уже писал (см. №32 от 06.08.01 г.). Новые крупные "игроки" за прошедший год на рынке не появились. Зато можно уже оценить, каким образом рынок делится между присутствующими на нем марками. Тем более что в результате маркетингового исследования, проведенного компанией "Шнейдер Электрик Украина", по этому поводу были получены весьма интересные данные. Рынок был условно разделен на четыре ценовых сегмента для оборудования для скрытой проводки и два сегмента " для оборудования для внешнего монтажа со степенями защиты IP src="0.2F6C-OpenElement&FieldElemFormat=gif.gif" width=9
alt="http://www.e-atlas.com.ua/atlas2.nsf/0858cb1806a7ad23c2256ad3004f7c13/e8499b36f073c420c2256c400047761c/Body/0.2F6C"OpenElement&FieldElemFormat=gif"> 20 и IP src="0.3484-OpenElement&FieldElemFormat=gif.gif" width=9
alt="http://www.e-atlas.com.ua/atlas2.nsf/0858cb1806a7ad23c2256ad3004f7c13/e8499b36f073c420c2256c400047761c/Body/0.3484"OpenElement&FieldElemFormat=gif"> 20 соответственно (чем выше это число, тем лучше изделие защищено от влаги и прочих воздействий внешней среды. " Авт.).
Исследования показали, что более половины продаж розеток и выключателей в прошлом году обеспечила торговцам дешевая продукция. В дешевом ценовом сегменте преобладает продукция Украинского территориального общества слепых (УТОС) и турецкого производства.
В стандартном ценовом сегменте чуть ли не безраздельно "господствует" турецкая электрофурнитура. Конкуренцию ей составляет только продукция компании "БудМакс".
Кроме того, некоторые предприятия УТОС ставят сейчас перед собой задачу повышения качества и улучшения дизайна своей продукции до уровня, дающего возможность занять место и в этом сегменте. Дело в том, что он считается наиболее привлекательным для отечественных операторов " цены позволяют обеспечивать достаточную для нормального развития предприятия рентабельность, а требования к качеству продукции не столь жестки, как в более дорогих сегментах. Более того, именно сюда постепенно смещается интерес потребителей дешевой продукции.
В среднем ценовом сегменте, как выразился один из операторов, "играют только крупные игроки". Сегмент "переживает" заметный рост (20%), объем продаж в 2002 году прогнозируется на уровне $3 млн. Кстати, именно продукция этой ценовой группы наиболее продаваема в странах Западной Европы. Ожидается, что такой она станет и в Украине. И, как уже подчеркивалось, наиболее заметно растут продажи дорогой продукции.
Для всех сегментов характерны ужесточение конкуренции, расширение ассортимента и появление новых серий продукции (ими и в 2001 году, и в этом году порадовали потребителей почти все присутствующие на рынке операторы).
Цены на продукцию остаются стабильными. Рост же средней стоимости продаваемого товара происходит за счет не повышения цен, а выбора среднестатистическим потребителем продукции более высокого класса.
Таблица 3
Структура продаж по ценовым сегментам рынка электрофурнитуры в 2001 г.
Ценовой сегмент |
Объем продаж |
Количесво |
Средняя розничная цена за 1 шт., USD |
млн USD |
% |
млн USD |
% |
Дешевый |
3 |
22,4 |
6 |
51,9 |
0,50 |
Стандартный |
3 |
22,4 |
2,65 |
22,9 |
1,13 |
Средний |
2,5 |
18,7 |
0,8 |
6,9 |
3.26 |
Дорогой |
3,5 |
26,1 |
0,3 |
2,6 |
10,60 |
Оборудование для внешнего монтажа с IP < 20 |
0,9 |
6,7 |
1,3 |
11,3 |
0,69 |
Оборудование для внешнего монтажа с IP > 20 |
0,5 |
3,7 |
0,5 |
4,3 |
1,00 |
Всего |
13,4 |
100 |
11,6 |
100 |
1,16 |
Таблица 4
Распределение рынка " дешевый ценовой сегмент
Марка или производитель |
Объем продаж, млн USD |
Доля в сегменте,
% |
Кол-во, тыс. шт. |
Средняя розничная цена за 1 шт., USD |
Симферопольское предприятие УТОС |
0,75 |
25 |
1250 |
0,60 |
Полтавское предприятие УТОС |
0,45 |
15 |
900 |
0,50 |
Киевское предприятие №1 УТОС |
0,24 |
8 |
600 |
0,40 |
Киевское предприятие №2 УТОС |
0,3 |
10 |
750 |
0,40 |
"Белтиз" |
0,3 |
10 |
500 |
0,60 |
"Московское" |
0,15 |
5 |
250 |
0,60 |
Gunsun |
0,3 |
10 |
545 |
0,55 |
Другие |
0,51 |
17 |
1205 |
0,42 |
Всего |
3 |
100 |
6000 |
0,50 |
Таблица 5
Распределение рынка " стандартный ценовой сегмент
Марка или производитель |
Объем продаж, млн USD |
Доля в сегменте, % |
Серия |
Количество, тыс. шт. |
Средняя розничная цена за 1 шт., USD |
Vi-Ko |
1,5 |
50 |
Yasemin, Kardelen |
1200 |
1,3 |
Makel |
1,2 |
40 |
1200 |
1 |
"БудМакс" |
0.3 |
10 |
"ЭлектроМакс" |
250 |
1,2 |
Всего |
3 |
100 |
2650 |
1,13 |
Таблица 6
Распределение рынка " средний ценовой сегмент
Марка или производитель |
Объем продаж, млн USD |
Доля в сегменте, % |
Серия |
Количество, тыс. шт. |
Средняя розничная цена за 1 шт., USD |
Polo |
0,75 |
30 |
Lumina |
125 |
3,0 |
Optima |
71 |
3,2 |
Regina |
35 |
4,3 |
Prodax |
0,63 |
25 |
Classic |
125 |
3,0 |
Arcus |
68 |
3,7 |
ABB |
0,63 |
25 |
Tango |
121 |
3,1 |
Bush-Dura |
60 |
4,2 |
Lexel |
0,5 |
20 |
Fashion |
161 |
3,1 |
Всего |
2,5 |
100 |
alt="http://www.e-atlas.com.ua/icons/ecblank.gif"> |
766 |
3,3 |
Таблица 7
Распределение рынка " дорогой ценовой сегмент
Марка или производитель |
Объем продаж, млн USD |
Доля в сегменте, % |
Серия |
Количество, шт. |
Средняя розничная цена за 1 шт., USD |
Legrand |
0,46 |
13 |
| |
|
|