Структура предложения рынка сухих строительных смесей Окольская Л. Структура предложения рынка сухих строительных смесей // Строительные материалы. 2004 . №3. C. 50-51
Начало XXI века в России отмечается увеличением объемов строительства жилья и ремонтных работ. Это связано с постепенной стабилизацией экономического положения страны. В крупных городах платежеспособный спрос оказался выше предложения, что явилось мощным стимулом к активизации деятельности строительных организаций и развитию рынка строительных материалов. Так, за 2003 г. строительными организациями было введено более 36 млн м2 жилой площади, что на 7,2% больше, чем в предыдущем году. В промышленности строительных материалов объемы производства в 2003 г. выросли на 6,4%. Все эти обстоятельства служат стимулом к развитию рынка строительных материалов и отдельных его сегментов.
Сухие строительные смеси " это материалы, широко используемые в строительстве. Они применяются в большинстве работ, проводимых как организациями, так и частными лицами, и число потребителей этой продукции постоянно растет. Вслед за импортной продукцией появились отечественные материалы, успешно конкурирующие с западными образцами сухих смесей.
Рынок ССС постоянно развивается, представляя вниманию потребителей новые виды продукции, но потенциал его раскрыт не полностью.
В марте 2003 г. агентством "SYBOL-MARKETING" ( Москва) было проведено исследование с целью описания состояния розничной торговли сухими строительными смесями (ассортимент и марки предлагаемых товаров, а также их доли и уровни дистрибуции). В выборке участвовали 100 точек розничной торговли, из них 70 рыночных и 30 магазинных. Исследование рыночной торговли проводилось на девяти строительных рынках Москвы.
В общем ассортименте розничной торговли сухими смесями было выделено девять основных товарных групп. Результаты исследования показывают, что наибольшую долю в общей структуре занимает клей для плитки (27%), на втором месте находится шпатлевка (22%), на третьем - затирка для швов. Наименьшую долю составляют вяжущие материалы и гидроизоляция.
В целом в розничной торговле сухими смесями присутствуют 115 марок, из них 26 импортных и 89 отечественных. Среди российских марок около половины " московские производители. В табл. 1 приведена информация о соотношении иностранных, московских и региональных марок ССС по уровню дистрибуции в розничной торговле. Максимально представлены отечественные марки в товарной группе "Вяжущие материалы", минимально"в группе "Затирка для швов". Московские марки наиболее представлены среди вяжущих материалов, наименее " в гидроизоляции. Что касается региональных производителей, их продукция имеет максимальный уровень дистрибуции в группе "Готовая шпатлевка", минимальный " в группе "Наливной пол".
Таблица 1
Товарные группы ССС |
Иностранные марки |
Российские марки |
московские |
региональные |
Вяжущие материалы |
0% |
71% |
29% |
Гидроизоляция |
42% |
21% |
37% |
Готовая шпатлевка |
17% |
40% |
43% |
Грунтовка |
26% |
36% |
38% |
Затирка для швов |
44% |
44% |
12% |
Клей для плитки |
32% |
60% |
9% |
Наливной пол |
29% |
65% |
6% |
Шпатлевка |
33% |
51% |
16% |
Штукатурка |
26% |
52% |
22% |
Итого |
23% |
39% |
38% |
Ведущие позиции по уровню дистрибуции практически во всех товарных группах ССС занимают такие марки, как Atlas (82% в общей розничной торговле), Старатели (77%) Vetonit (76%), Юнис (74%), Knauf (72%). Высокий уровень представленности марки в общей розничной сети предполагает высокий уровень ее дистрибуции на рынках, а в большинстве случаев и в магазинах. Также было установлено, что практически во всех товарных группах уровни дистрибуции ССС на рынках выше, чем в магазинах. Марки-аутсайдеры, как правило, представлены в торговых точках только одного типа " в магазинах или на рынках.
В различных товарных группах уровни дистрибуции отдельных марок оказались неодинаковыми (рис. 2). Например, марка Atlas, занимающая первое место в розничной торговле в целом, оказалась лидером далеко не во всех товарных группах. Ее доминирующая позиция обусловлена высоким уровнем дистрибуции в крупных товарных группах, таких как "Затирка для швов" и "Клей для плитки".
Товарные группы различаются между собой по числу представленных в них марок. В большинстве товарных групп лидера легко выделить по очевидному превосходству над остальными марками. Больше всего марок ССС представлено в группах "Клей для плитки" и "Шпатлевка" (47 и 45). Напомним, что эти товарные группы имеют наибольший удельный вес в структуре розничной торговли. Вяжущие материалы, которые встречаются в продаже реже всего, представлены наименьшим количеством марок, что говорит о сравнительно низком уровне конкуренции. Интересно, что в такой небольшой товарной .группе, как готовая шпатлевка, присутствует 35 марок, то есть конкуренция здесь очень высока.
Уровни дистрибуции каждой марки, за исключением некоторых случаев, сильно различаются в магазинах и на рынках. В целом в магазинах было зафиксировано 80 марок ССС, в рыночной - 65.
Другой тип структуры рынка, выявленный в ходе исследования, " это доли продукции различных марок в общем числе наименований сухих смесей, зафиксированных в точках розничной торговли (табл. 2). За 100% принято количество всех наименований товаров, всех производителей и во всех товарных группах.
Таблица 2
Товарные группы ССС |
Лидирующие марки |
Общее число марок в розничной торговле |
1-е место |
2-е место |
3-е место |
Вяжущие материалы |
Контакт НЦ (9%) |
Старатели (6%) |
Тектор, Unis, Трим (2%) |
14 |
Гидроизоляция |
Глимс (44%) |
Победит (23%) |
Ceresit, Knauf, Сторомикс (3%) |
24 |
Готовая шпатлевка |
Старатели (33%) |
Быт-Сервис (9%) |
Акрон, Мастер (7%) |
35 |
Грунтовка |
Старатели (30%) |
Глимс (18%) |
Knauf (13%) |
39 |
Затирка для швов |
Atlas (40%) |
Vetonit (20%) |
Глимс (17%) |
25 |
Клей для плитки |
Юнис (72%) |
Atlas (69%) |
Старатели (52%) |
47 |
Наливной пол |
Глимс (48%) |
Vetonit (41%) |
Старатели (36%) |
17 |
Шпатлевка |
Vetonit (62%) |
Старатели (55%) |
Глимс (48%) |
45 |
Штукатурка |
Knauf (62%) |
Старатели (41%) |
Vetonit (35%) |
23 |
Изучение структуры рынка сухих смесей по долям продукции различных марок в розничной торговле приведено на рис. 3.
Доли марок в разных товарных группах различаются между собой. Неодинакова и структура лидерства для каждой товарной группы (табл. 3). Так, например, марка Старатели занимает максимальную долю по грунтовке и готовой шпатлевке, Глимс " по гидроизоляции и составам для устройства самовыравнивающихся покрытий пола, Vetonit " по шпатлевке.
Таблица 3
Товарная группа ССС |
Лидирующие марки |
1-е место |
2-е место |
3-е место \ |
Вяжущие материалы |
Контакт НЦ (24%) |
Старатели (16%) |
Трим (16%) |
Гидроизоляция |
Глимс (40%) |
Победит (18%) |
Сторомикс (8%) |
Готовая шпатлевка |
Старатели (40%) |
Быт-Сервис (9%) |
Акрон (5%) |
Грунтовка |
Старатели (22%) |
Глимс (11%) |
Оптимист (7%) |
Затирка для швов |
Sopro (32%) |
Mapei(21%) |
Atlas (19%) |
Клей для плитки |
Юнис (22%) |
Atlas (13%) |
Старатели (11%) |
Наливной пол |
Глимс (26%) |
Vetonit (23%) |
Победит (17%) |
Шпатлевка |
Vetonit (25%) |
Глимс, Старатели (18%) |
Pufas (9%) |
Штукатурка |
Knauf (23%) |
Старатели (15%) |
Глимс (13%) |
Соотношение импортных и отечественных марок сухих смесей оказалось одинаковым для магазинной и рыночной торговли. Около 44% продукции принадлежит зарубежным производителям, 56% " российским компаниям.
Мониторинг розничной торговли дает богатую информацию о состоянии розничной торговли сухими смесями в Москве, позволяет отслеживать динамику рынка и оценивать перспективу развития данного направления.
|