|
Статьи о строительстве >> Плитка настенная и напольная >> Плитка плитке - рознь |
Плитка плитке - рознь Самбрус Е. Плитка плитке - рознь // Строительство и реконструкция . . 13 марта 2002 (№ 3) . С. 26-27
Объем рынка
Объемы продаж керамической плитки в Украине растут из года в год. По оценкам участников рынка, его объем за 2001 года вырос в 2"2,5 раза и связано это, прежде всего, со стабильным экономическим развитием нашей страны, а также с массовым строительством.
В физическом выражении (кв. м.) больше продается товара отечественного производства, а вот в денежном " импортной продукции, так как она намного дороже плитки украинского происхождения.
Сдерживающим фактором роста доли импортного товара выступает низкая покупательская способность украинского населения. Скорее, в будущем произойдет увеличение доли отечественной продукции. И не только потому, что она дешевле. На рынке появляются новые производители. Так как не за горами открытие и запуск нового киевского предприятия по производству керамической плитки.
Структура продаж
В физическом выражении керамическая плитка для стен занимает до 60 % в общем объеме продаж, а на плитку для пола приходится до 40 % продаж. Последние два года операторы отмечают увеличение спроса на напольную плитку, ее удельный вес в объемах продаж неуклонно растет. Связано это с тем, что сейчас модно класть напольную плитку не только в ванной и туалете, а и в коридоре, кухне, гостиной и ...даже в спальне!
Цена
Жестокая конкуренция на рынке керамической плитки заставила торговцев этим товаром снизить свои цены на 10 % "15 %. Более того, цена на плитку, продаваемую в высокой ценовой категории, упала на 20 %! В тоже время, заводская цена на импортную плитку не только не падала, но даже повысилась на 3 " 5 % в связи с инфляцией в Европе. Поэтому все крупные продавцы керамической плитки могут обеспечить себе заработок, в основном, лишь за смет больших оборотов продаж.
Практически все игроки этого рынка позиционируют керамическую продукцию по цене. По мнению компаний-торговцев и производителей плитки, работающих в сфере отечественного "плиточного" бизнеса, этот товар можно условно поделить на две группы:
" недорогая плитка среднего класса (ее делают многие производители);
" интерьерная плитка повышенного качества (производится опытными и именитыми заводами, оборудованными по последнему слову техники).
Соотношение названных групп в Украине составляет примерно 80 % к 20 %. В ближайшее время это распределение, скорее всего, не измениться, так как вряд ли отечественные предприятия смогут выйти на европейский уровень.
Основной козырь отечественных производителей " низкая цена. "Начальная" заводская цена составляет примерно 15 грн. за 1 кв. м. Средняя оптовая цена " 20 грн. за 1 кв. м.
По данным специалистов, спрос на плитку Харьковского завода настолько велик, что на нее наблюдается дефицит. Кстати, завод этим умело пользуется: например, если вам нужна только напольная плитка, вам ее одну не продадут, а только с "прицепом" " облицовочной плиткой. (Вот такое оригинальное стимулирование сбыта).
У киевских фирм, торгующих этим товаром, облицовочная плитка 20x25 см стоит примерно 17 " 22 грн. за 1 кв. м, российская и белорусская плитка того же размера " около 33 грн., средняя цена на испанскую плитку " 35 " 60 грн.
Выделяют три ценовые группы, в которых продается керамическая плитка:
" низкая " от 20 грн. до 40 грн. за кв. м;
" средняя " от 45 грн до 60 грн. за кв. м;
" высокая " выше 70 грн. за кв. м. Плитка стоимостью от 120 грн. относится к классу "люкс" (или "эксклюзив").
Сезонность
По мере насыщения рынка этим товаром сезонная динамика изменяется: из года в год она становится все менее выраженной.
Специалисты торговых компаний считают, что пик продаж приходится на середину лета " начало осени, когда строители стремятся проделать, так называемые, "мокрые" работы, к которым относится и укладка плитки. Продажи, так называемой, "объектной" плитки "подчинены" плановым сдачам строительных объектов, которые приходятся на декабрь.
Среди "плохих" месяцев выделяют февраль и апрель.
Можно сказать, что в 2001 году сезонность "выровнялась": отсутствует резкие как спады, так и всплески продаж.
Отечественная продукция
Главных производителей " три: Харьковский, Славянский и Львовский керамические заводы. (Все они входят в состав корпорации "Укрстройматериалы"). В розничной сети "засветился", главным образом, товар Харьковского и Славянского и керамического заводов.
Есть в Украине и небольшие предприятия, выпускающие плитку: киевское ДП "Керамик-Плюс", ЧП "ПКФ "Керамике" (г. Славянск), ОАО "Черкассыстройматериалы", АО "Инкерстром" (г. Севастополь), региональное хозрасчетное ПО "Луганскстройматериалы" и другие.
К сожалению, ситуация с производством керамической плитки в Украине складывается не лучшим образом. Изготовление осуществляется примитивно на изношенном и устаревшем оборудовании (мягко говоря), как следствие, качество сильно хромает... Пожалуй, пока ни одно из отечественных предприятий не может похвастаться отличным качеством продукции.
И все-таки за последние годы в нашей стране прослеживается тенденция увеличения производства керамической глазурованной плитки для внутренней отделки стен. Так, средневзвешенный годовой прирост уровня производства плитки в 1999 году составил 4,5 %, а к 2000 году уже равнялся 9,3 %.
Объемы производства составили: в 1998 году " 5,74 млн. кв. м, в 1999 году " более 6 млн. кв. м, а в 2000 году " 6,6 млн. кв. м; в том числе цветной декорированной плитки: в 1998 году" 4,7 млн. кв. м, в 1999 году " 5,3 млн. кв. м, в 2000 году " 5,9 млн. кв. м.
При сохранении данного темпа прироста объемов производства прогнозируемый выпуск керамической глазурованной плитки для внутренней отделки стен украинскими производителями по итогам 2001 года может составить от 6, 8 млн. кв. м до 7,2 млн. кв. м.
В общем объеме выпуска керамической плитки отечественными предприятиями на протяжении 2000 года прослеживался небольшой спад производства плитки для пола. Хотя по сравнению с 1998 годом заметен рост производства. Объем производства этой товарной группы составил: в 1998 году"1,4 млн. кв. м, в 1999 году "1,8 млн. кв. м, в 2000 году "1,7 млн. кв. м.
Импортная продукция
Увеличение общего объема импорта керамической плитки в 1999 году составило 0,7 %, а в 2000 году " 25,6 %.
При этом, импорт в 1998 году составил $ 25,8 млн., в 1999 году " $ 19,6 млн., в 2000 году " $ 21,3 млн. Отметим то, что общий показатель объемов импортируемой плитки был достигнут, в основном, благодаря поставкам глазурованной плитки.
По результатам 2001 года объем импорта в физическом выражении ориентировочно составил 9 млн. кв. м. керамической плитки.
На отечественном рынке сегодня представлено более 100 торговых марок из 30 стран мира (см. табл. 1).
Таблица 1
Основные зарубежные торговые марки, представленные в Украине (по оценкам участников рынка)
Страна-производитель |
Торговые марки |
Испания |
Azteca, Colorker, Ceracasa, Keraben, Penarroya, Venus, Sanchis, Guibossa, Novogres, Italgres, Azulev, El Molino, Gaya, Mapisa, Metropol, Gres de Mules, Stylnul, Pameza |
Италия |
Marazzi, Panaria, Caesar, Cercom, Saicis, d'lmola, Valverde, Sichenia, ArtisticoDue, Casalgrande Padana, Alfa Ceramica, Iris, Ranyo, Ragno, Santagostino, Ariostea, Italgraniti, Sicis Cerim, Impronta |
Германия |
Villeroy&Boch, Meissen, Agrob Buchtal, Steuler, ABC Klinkergruppe |
Польша |
Opoczno, Ceramika Paradyz, Nowa Gala |
Литва |
Dvercioniv Keramika |
Чехия |
HOB, Bohemiagres, Horni Briza, Rako |
Словакия |
Kerfco |
Белоруссия |
Керамин, Белаз, Березабудматериалы, Элма |
Россия |
Керама |
Среди импортного товара преобладает испанская плитка, так как она сочетает в себе наиболее оптимальное соотношение "цена/качество": на нее приходится до 40 % продаж импортной продукции.
Значительную долю рынка " около 25 % " занимает плитка, завезенная из Беларуси, Италии и Польши. В 2000 году белорусской плитке удалось сильно потеснить итальянскую и польскую продукцию, и теперь она прочно занимает вторую позицию после испанского товара. Достаточно много плитки в Украину поставляется от турецких, чешских и словацких производителей. Операторы рынка хвалят литовскую плитку, которая в прошлом году семимильными шагами продвинулась на отечественный плиточный рынок. Известна на украинском рынке керамика румынского и немецкого происхождения. Например, немецкого концерна "ABC Klinkergruppe", Также в страну традиционно завозится керамический товар из России.
См. табл. 2.
Таблица 2 Структура импорта, %*
Страна |
% |
Испания |
41.80% |
Беларусь |
15.50% |
Италия |
10.30% |
Литва |
6.60% |
Чехия |
5.20% |
Польша |
4.90% |
Словакия |
3.70% |
Россия |
3.60% |
Турция |
3.10% |
Индонезия |
2.50% |
Германия |
1.00% |
Венгрия |
0.90% |
Прочие |
0.90% |
* первая половина 2001 года |
Операторы
Среди крупных компаний, торгующих на рынке Украины керамической плиткой, выделяют киевские: "Кармен", "Агромат", "Бест-лайн", "Будмакс", "Цермет АГС", ЗАО "Антей-Универсал", "Транснациональная коммодитная группа", салон "Акваперл".
В регионах крупными операторами считаются: "Автодон" (Донецк), "АРС" (Ужгород), "Будивел" и "Риом" (Днепропетровск)
См. табл. 3.
Таблица 3
Доля, занимаемая компаниями на украинском рынке керамической плитки, %
Компания |
Доля, % |
Агромат (Киев) |
30.52% |
Цермет АГС (Киев) |
24.33% |
Керамин-Киев |
6.88% |
Будкерамика (Беларусь) |
5.23% |
ТКГ (Беларусь) |
3.40% |
Кармен (Киев) |
3.25% |
Край-керама (Россия) |
3.21% |
АРС (Ужгород) |
2.90% |
Бест-лайн (Киев) |
2.59% |
Автодон (Донецк) |
2.36% |
-Буди-вел--- |
1.74% |
Дона (Мариуполь) |
1.48% |
Павлид (Киев) |
1.25% |
Ибоя (Днепропетровск) |
1.13% |
Риом (Днепропетровск) |
1.12% |
Стивва (Крым) |
0.93% |
Консоль (Симсрзрополь) |
0.90% |
Кар-Крым (Крым) |
0.78% |
Ситуация в регионах
В регионах в структуре продаж преобладает плитка низкой ценовой группы"до 40 грн. за кв. м. В восточном регионе много плитки, завезенной из России и Беларуси. В западном регионе большинство продаваемой плитки " от польских словацких и чешских соседей, на юг страны керамический товар попадает, в основном, из Турции, а в центральные области плитку завозят, естественно, из Киева.
По оценкам специалистов, модельный ряд в регионах отличен от столичного. Как правило, более "продвинутый" киевский потребитель предпочитает яркие и насыщенным цвета, модерновые рисунки и расцветки. Часто бывает и так, что "раскрученная" и популярная модель в Киеве, не пользуется спросом в других городах.
По сравнению с регионами, Киев более "дорогой", здесь средняя стоимость продаваемой плитки выше.
Где покупают плитку
В розничной сети потребитель может приобрести этот товар в одном из трех типов торговых точек:
" Специализированные "плиточные" салоны: здесь представлен дорогой товар (в том числе, и дорогая сантехника). Подобных торговых точек не много, да и то лишь в крупных городах и некоторых областных центрах. Торговые наценки на продукцию, представляемую "плиточным" бутиком, могут доходить до 40 %! Однако через подобные точки на рынке Украины реализуется лишь около 5 % всей плиточной продукции.
" Небольшие магазины (площадь " примерно 100 кв. м): через них проходит, в основном, товар дешевый и по средним ценам. Рядом располагается и сантехническая продукция. В этих торговых точках плитка не всегда является основным товаром. При этом через небольшие магазины продается до 40 % всей плитки в Украине.
" Специализированные магазины, склады и хозяйственные рынки: специализируются на наиболее популярных видах дешевой плитки. Продается также товар средней ценовой группы. Дорогая плитка не предлагается. Около 55 % плитки, представленной на отечественном рынке, уходит через подобные торговые точки.
Качество
Европейская норма EN 51 и европейский международный стандарт ISO регламентируют качественные характеристики керамической плитки. Парадокс: отечественный ГОСТ выдвигает более жесткие требования, чем EN 51. Вот только никто из отечественных производителей н |
|
|